В Чебоксарах открылась выставка "Парижский Улей глазами Маревны"

Она была музой Шагала, Модильяни, Матисса. Весь цвет парижской школы художников был у ее ног, за внимание бились знаменитые поэты и писатели.

Впервые в Чебоксарах открылась выставка, которая знакомит с уроженкой Чувашии - художницей Марией Воробьевой-Стебельской.

В воспоминаниях она писала, что родилась в деревне близ Чебоксар. На самом деле, появилась на свет Мария Воробьева-Стебельская в Мариинском Посаде, в 1892 году. Детство запомнилось запахом бескрайнего леса и сырой древесины - ее отец служил лесным инспектором. Потом его перевели на Кавказ, там будущая художница и начала учиться живописи. Серьезные пробы кисти начала делать уже в Италии. Там произошла ее первая судьбоносная встреча. С писателем Максимом Горьким.
 
- Очень теплые были отношения, и Горький предложил ей подписывать картины сказочным именем, говорил, что она должна быть достойна этого, должна оправдать это имя. И когда она приехала в Париж, она стала Маревной, - рассказал экскурсовод культурно-выставочного центра "Радуга" Анна Фирсова.

20-летняя Марья Маревна в Париже сразу попала в водоворот творческих событий. Она вошла в знаменитый круг художников и поэтов "Улей".

Эта инсталляция не случайно в виде пчелиных сот, она символизирует "Улей" - знаменитую парижскую резиденцию художников, здесь в ячейках - фотографии тех, кто особенно был дорог Маревне - Диего Ривера, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо.

"Улей" - это был просто целый дом в парижском районе, в котором тогда еще довольно бедные и никому не известные художники и поэты и жили, и творили. У многих не хватало денег, порой, даже на воду. 

- Например, Шагал говорил, что писать приходилось на своих рубашках, даже холстов не было. Вода замерзала в ледышку, вода была роскошью, - рассказала экскурсовод культурно-выставочного центра "Радуга" Анна Фирсова.

Русская художница стала музой многих. Удивительным образом она умела притягивать внимание - в нее влюблялись, посвящали стихи, писали портреты.

- Ей посвящали стихи Максимилиан Волошин и Илья Эренбург, ей признавались в любви Борис Савенков и Осип Цадкин. Сам Пикассо, когда она собралась из Парижа уехать в Москву, сказал: "Не уезжай, мы из тебя сделаем художника", - рассказала директор культурно-выставочного центра "Радуга" Нина Смирнова.

Самые длительные отношения у Маревны сложились с мексиканским художником Диего Риверой, у них родилась дочь Марика, которая стала впоследствии танцовщицей и актрисой. В любимом жанре кубизма Ривера посвятил Маревне не один портрет. А так ее видел Модильяни. Пикассо тоже выполнил свое обещание  - Маревна стала известной художницей. Более того  - разработала свой стиль, замешанный на основах кубизма и пуантилизма. В "Радуге" презентовали лишь несколько ее работ - конечно же, это репродукции, не оригиналы.

- К сожалению, в России ее работ до 2004 года не было, была ретроспективная выставка в  Третьяковской галерее, несколько работ появились в частных коллекциях, благодаря этому они и представлены в наших залах, - рассказала директор культурно-выставочного центра "Радуга" Нина Смирнова.

Сегодня имя Маревны в России подзабыто, хотя в Европе за ее картины на аукционах ценители готовы выкладывать не один миллион долларов. Всего лишь несколько предложений о ней есть и  в чувашской энциклопедии. Исправить эту несправедливость и призвана экспозиция. Она открылась в рамках просветительского проекта культурно-выставочного центра "Лица Чувашии" и будет работать до 31 марта.

 

Наталия Егорова, Михаил Солин