Картины помещены не в рамы, они выполнены в свитках. Казалось бы, лучше формата и не придумаешь для того, чтобы перевозить произведения искусства. Но московская художница Анна Донченко таким преимуществом воспользовалась впервые. Чебоксары - самый дальний город, где она осмелилась выставить свои картины.
Сложилось мнение, что китайцы реальные пейзажи не рисуют. Есть даже жанр - шань-шуй, где важно не конкретное изображение местности, а то, как художник воспринимает природу - что он углядел в камне, деревьях и облаках? Акцент на поэтическом образе. Однако, Анна Донченко практиковала рисование живой природы с натуры, в горах. Что самое интересное, красоту китайского ландшафта она выразила в монохромной гамме, без использования цвета.
- Монохромная живопись в Китае считается более художественной, чем цветная. Если цветом можно отвлечь и закамуфлировать, ввести яркое пятно и оно будет отвлекать от неправильности композиции. В монохромной живописи это сделать сложнее, - рассказала художница, научный сотрудник Центра изучения культуры Китая Института Китая и современной Азии РАН Анна Донченко.
А вот в изображении цветов и птиц Анна себя не ограничивала. Впрочем, техника "безконтурного гунби" - это не про границы и рамки, больше про свободу творчества.
На самом деле все эти контуры художница специально не прорисовывала, все это благодаря минеральный краскам, они популярны в Ките, и, конечно же, свойству бумаги.
Использовала рисовую - причем, разных сортов. Благоухающие цветы, растения изобразила на бумаге, которая не впитывает воду - из-за того, что краска самовольно "гуляет" по поверхности - получаются неожиданные эффекты. Анна Дончено рассказывает: посетители часто интересуются природой происхождения этих контуров.
- И для меня это - одно из важнейших свойств - из-за чего я так сильно полюбила эту технику, конечный результат на 100 процентов не предсказуем, - отметила художница, научный сотрудник Центра изучения культуры Китая Института Китая и современной Азии РАН Анна Донченко.
Техника безконтурного гунби - одна из старейших в китайской живописи. Автор картин не единожды ездила в Китай, чтобы познать ее азы. Даже прошла обучение в пекинской Академии Сине-зеленого пейзажа и стала единственным российским художником, кто получил такой опыт. Впрочем, эти оттенки по душе и директору чувашского художественного музея - Геннадию Козлову. Он каждый день рисует Волгу. Уверен, познать ее даже после сотой картины ему не удалось. Поиски истины - доставляют удовольствие. Такой же посыл и у китайского искусства.
- И всякий приходящий на эту выставку видит душу. Душу китайского искусства. Здесь есть картина - камень. Мы эти булыжники видим везде. Серый асфальт. А автор увидел в камне рисунок, - подчеркнул заслуженный художник Чувашии Геннадий Козлов.
Волю своей фантазии автор не ограничила даже рамами. Все картины - в свитке. Очень удобно в транспортировке. Однако, этим преимуществом Анна воспользовалась впервые. До этого ее творением любовались лишь московские зрители, теперь же такая возможность появилась и у жителей столицы Чувашии. Анна Донченко считает, что понять китайскую живопись чебоксарцам не составит труда. Ведь древняя чувашская письменность тоже была основана на рунах - символах. Познать тайны китайской живописи можно до пятницы включительно в национальной библиотеке.
Вероника Павлова, Святослав Петров