Когда началась война, Галине Персидской было всего пять. У нее был старший брат Толя - учился во втором классе, и только родился младшенький Витя. Жили они в Петергофе. Отца сразу забрали на фронт, а маму с новорожденным и маленькую Галю эвакуировали в Чкаловскую область - раньше так называлось Оренбуржье. Бабушка с братом Толей остались и оказались в кромешном аду. Родные получили от них лишь две весточки.
- Бабушка писала в письме - нет ни кошек, ни мышей, ни крыс, ни кошек. Есть нечего. Красный листочек и огромные капли слез, они высохли. Во втором письме она пишет, что Толя дома, лежит, и слезы. Наверное, скоро его не будет, - рассказала ответственный секретарь республиканского Совета ветеранов Галина Персидская.
Толя умер от голода, бабушки не стало чуть позже. Эти письма дошли до родных только в 45 году. Больше в память о них не осталось ничего - ни фотографий, ни вещей. Галина Георгиевна приезжала потом в Ленинград и первым делом отправлялась на Пискаревское кладбище.
- Там деревья, и я возле четвертого останваливалась, как-будто они там, - поделилась Галина Персидская.
Почти 900 дней Ленинград был в кольце блокады. Немцы решили взять город измором. По расчетам германского командования, он должен был стерт с лица земли, а население - погибнуть от голода и холода. Для этого проводились массированные бомбардировки.
- Цель Гитлера была стереть с лица земли Ленинград, потом пойти на Москву, бомбили день и ночь, были дни, когда Ленинград бомбили по 14-15 часов, - отметил председатель республиканского Совета ветеранов войн, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов Генрих Васильев.
В Чувашию из Ленинграда в то время эвакуировали около 70 тысяч человек - в основном это дети, женщины, старики.
- В Ишаки Чебоксарского района, 60 детей, в основном остались, приняли детские интернаты в Кугесях, Ядрине, Порецком районе, Шумерле, Янтиковском районе, - сообщил председатель республиканского Совета ветеранов войн, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов Генрих Васильев.
Всего за время осады было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено более 100 тысяч зажигательных и фугасных бомб. В блокированном городе оказалось более 2 с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Осень и зима 41-го и 42-го годов - самое страшное время блокады. Отопления и горячей воды не было. Чтобы согреться, люди жгли мебель, книги, разбирали деревянные постройки. От голода и холода умирали тысячами.
Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились успехов лишь в январе 43-го. В ходе Ленинградско-Новгородской операции ее удалось снять полностью, немецкие войска были отброшены на 60-100 километров от северной столицы. До победы оставалось - чуть более года.
Наталия Егорова, Андрей Шоклев