Проект "Живой язык". Выпуск № 4

Врио Главы Чувашии Олег Николаев в юбилейном просветительском проекте "Живой язык", приуроченном к 100-летию Чувашской автономии, вместе с кандидатом культурологии Владимиром Алмантаем изучает древние руны.

В предыдущих передачах мы сравнивали чувашские руны с шумеро-аккадскими, латинскими и древнегреческими письменными знаками, но существуют ещё древнеболгарские, древневенгерские и древнетюркские руны непосредственно связанные с чувашскими рунами которые мы не затронули в прошлых передачах.

Зарождение письменности у предков чувашей мы связываем с шумерским периодом – IV тыс. до н.э., так как в шумеро-аккадских письменных источниках упоминаются субарийские племена и страна Субарту со своей культурой. В слове «субар» звук «б» в других языках произносится как «в». Супар я. ячĕ (наз. д. Албахтино). Пĕчĕк Супар я. ячĕ (наз. д. Малые Собары) и т.д. 

Ещё в 1956 г. историк-арабист, этнограф А.П. Ковалевский ввел в научный оборот этноним «суваз-чуваш». Как мы знаем сувар – суваз – чуваш названия одного народа, но только в разное время соседние народы называли их            по-разному.

Термин «болгар» впервые появляется среди оногуро-сабирских (суварских) племен в Северном Кавказе в V в. н.э. как этноним призыв к объединению: пол хар / пул кар, что означает «будь един». 

Предшественниками венгерских рун могли быть руны авар. Ведь с VI по начало IX в. н.э. на этих территориях находился основной домен Аварского каганата.

Самоназвание «тюрк» возникло приблизительно в V в. н.э. на Алтае. Тюрк – общее название народов, входящих в тюркскую языковую группу алтайской языковой семьи.

Первое упоминание о чувашах в письменных источниках датируется началом XVI в., точнее в 1508 г., по этой причине говорить о рунах называя их только древнечувашскими было бы некорректно, т.к. упоминание этнонима «чуваш» ранее этой даты науке не известно.

Поэтому мы руны до V в. н.э. называем суваро-чувашскими, с V века н.э. суваро-булгарскими, а с XVI в. суваро-чувашскими не прерывая связь поколений.

 

-Е-

Знак тотем (стилизованное изображение животного), т.е. «элемент орнамента» означал ар ту çинче ~ ертÿçĕ «руководитель» или ел тĕп ар ~ элтепер «главный муж, глава». Здесь мы видим как слог, сохраняя гармонию ар, перешёл в ер. Знак   – страны-государства обозначался на шлемах некоторых Сасанидских царей как символ власти. 

Отсюда, рунический знак [ен или ел]   имеет значение «страна, край» или тюрк. ел означает «народ» (Чăваш Ен, Марий Эл).

Буква «Е» кириллицы в суваро-чувашских рунах выглядит как перевернутая на бок руны [ен]  . Болгарский исследователь Живко Войников отмечает, что около 20 древнеболгарских рунических знаков нашли применение в кириллице (ВЖ. 2009).