Над оперой работала целая команда из Санкт-Петербурга. Режиссер-постановщик Ирина Гаудасинская, художник Елисей Шепелёв и композитор - Екатерина Иванова-Блинова.
Творческий десант из северной столицы к задаче подошел креативно. Каждому нашлось что предложить - спектакль полон свежими идеями. Хотя работать пришлось быстро - на воплощение - всего чуть более 5 месяцев.
- Конечно, было сложно, трудно, задача была в короткий срок сделать мировую премьеру. Ребята учили, репетировали, для наших солистов были даже уроки балета, они учили движения, танцы, - рассказал директор Чувашского театра оперы и балета, Андрей Попов.
Композитору Екатерине Ивановой-Блиновой такие эксперименты не страшны, однажды ей даже пришлось за короткий срок оперу на корейском языке создавать. Прежде чем приступить к работе, она приезжала в Чебоксары, изучала чувашскую музыку и литературу, посвященную особенностям национального фольклора. Да, это непросто. Но очень увлекательно. Екатерина - еще и автор стихотворных текстов оперы. Как она призналась, в работе не обошлось без приятного удивления.
- Я много общалась с разными хорами, но такого не видела, чтобы артисты сами предлагали что-то улучшить. Наша команда эти предложения принимала, -отметила композитор, Екатерина Иванова-Блинова.
В опере исторические факты времен Великой Отечественной войны переплетаются с чувашскими легендами. Связать все воедино, выстроить сложнейшие перипетии взялась режиссер Ирина Гаудасинская. Впечатления от работы с артистами у нее остались самые положительные.
- Они с большой готовностью и радостью взялись за этот материал, с вдохновением отдались работе, - восхитилась режиссер-постановщик оперы, Ирина Гаудасинская.
Одна из главных линий - история любви юной жительницы чувашского села Парчакан Юмановой, жених которой отправился на фронт и пропал без вести, а на строительстве окопов умерла мать. Сознание девушки плохо справляется с горем, ей начинают видеться герои легенд.
За декорации и костюмы отвечает театральный художник Елисей Шепелёв. По его задумке, в спектакле сплетены конструктивизм советского времени и национальные символы, характерные для чувашского декоративно-прикладного искусства.
Опера создавалась на средства гранта Главы Чувашии. В ней задействована почти вся труппа.
- Я была поражена, насколько это все реалистично, игра актеров, декорации прекрасны. Видно, сколько труда в это вложено, - сказала зритель, Ирина Иванова.
Творческий коллектив надеется, что опера "Сурский рубеж" прочно займет место в репертуаре театра и в сердцах зрителей.
Второй показ премьерного спектакля состоится в День народного единства, 4 ноября.
Наталия Егорова, Екатерина Данилова, Михаил Солин