Обретет ли осиротевший дом с завитками в Урмарском районе вторую жизнь?

"Растопила" ли история чувашского плотника Василия Бородкова сердца чувашских чиновников, кто следит за этим домом сейчас и есть ли надежда, что уникальное строение обретет вторую жизнь?

Вероника Павлова вместе с оператором Димитрием Макаровым съездили по следам репортажа в Урмарский район.

Еще два года назад плотник Василий Бородков пекся над своим строением, рассказывает сосед Алексей Иванов. Приваривал элементы, в общем-то жил мечтами когда-нибудь нанести на них свежую краску. Старая облупилась - не порядок. Для того, чтобы завить куски металла и прикрепить на них фигуры голубей и белочек - у плотника ушла вся жизнь. Даже на работе просил зарплату выдавать стройматериалом.

В последний приезд наша съемочная группа застала Василия Бородкова живым. Да только пообщаться не удалось. 80-летний мастер захворал, почти не разговаривал, а дом и вовсе переписал на своего односельчанина - Сергея Кандакова. Лишь бы кто-нибудь навещал, да и горячим супом кормил. Единственная родня - сестра - в доме престарелых. Надеяться было не на кого.

- Кому только не подходил и не предлагал свой дом. Ко мне пришел, говорит тебе оставлю, - рассказывает владелец дома Василия Бородкова Сергей Кандаков.

Самого же плотника не стало в марте этого года. Новый хозяин, который с энтузиазмом рассказывал про обновление дома и покупку краски, посчитав затраты, планы свои поменял. На популярной интернет-площадке для продаж выставил объявление. Не скрывает, воспользовался моментом, когда о доме начали "трубить" чуть ли не везде. Пользователей соцсетей эта новость возмутила, еще больше - за какую нескромную сумму новый владелец готов расстаться с творение плотника.

- Человек всю жизнь посвятил этому дому, душу вложил. А его старания оценили в бумажку. - Чем раньше продадут, тем целее будет, где человек не живет - там рушится.

В клумбе растут не цветы, а бурьян - символ того, что место это пришло без хозяина в запустение. Новый владелец дома приводит в порядок территорию, скашивает траву. Но говорит, сил и средств не достаточно. Оттого и выставил дом на продажу.

- Сейчас я смотрела, 500 тысяч. Но если что, договориться можно?  - 500 тысяч - это окончательно, здесь только люди будут смеяться. - А куда, куда финансы? Куда 500 тысяч потратили бы? - Финансы найдем куда тратить.

Покупатели на "смотрины" приезжали, и не раз, да только металлические завитки не оценили, рассказывает хозяин дома. Признается, отклики самые разные. Кто-то сравнивает строение с тюремными решетками. И только специалисты понимают, что дом плотника Василия Бородкова - яркий представитель "наивного искусства". В администрации Урмарского района красоту углядели и признались, что даже попытались договориться с новым хозяином. Тщетно. Дом просто так он отдавать не намерен.

Попытки достучаться до местных инвесторов были, признаются в местной администрации. Пока безуспешно. О том, что сложностей не миновать, чиновники понимают. Знаменитый дом находится в дали от райцентра, да и вообще чуть ли не на границе республики. Но интересующихся "наивным искусством" оказалось не мало. В райадминистрации рассказывают, периодически звонки поступают - туристы спрашивают дорогу к дому плотника. Есть планы по созданию дома-музея, но они пока призрачные, делится начальник отдела экономики администрации Урмарского района Леонид Степанов. Изначально имущество необходимо оценить, чтобы его выкупить. А что дальше?

- У нас денег нет на выкуп этого имущества. И опять же, при выкупе имущества необходимо обеспечить его сохранность, пока есть Сергей Николаевич, он за ним следит и его охраняет, станем мы собственниками - без сторожа не обойтись. За него тоже необходима ставка, за "спасибо" сегодня мало кто работает, - сообщил начальник отдела экономики, земельных и имущественных отношений администрации Урмарского района Леонид Степанов.

А пока во дворе дома с завитками "хозяйничают" бурьян, голуби и белочки, которые когда-то были сотворены руками Василия Бородкова.

 

Вероника Павлова, Димитрий Макаров