Нижегородский «Корсар» очаровал публику балетного фестиваля в Чебоксарах

Греческие пираты, турецкие янычары, султанский гарем - на сцене Театра оперы и балета нижегородская труппа представила балет "Корсар". Артисты приехали в Чебоксары в рамках 24-го балетного фестиваля.

Сколько есть театров, столько и "Корсаров" существует - шутят балетные критики. Почему-то именно этот спектакль постановщики любят по-разному трактовать. 

- Я не видела ни разу ни одного неудачного "Корсара". В Уфе свой "Корсар" без Медоры, в Казани, в Большом театре, в Мариинском театре, - делится (Людмила Лаврова, балетный критик, журналист "Литературной газеты".

Свою версию чебоксарцам на балетном фестивале представил Нижегородский театр оперы и балета имени Пушкина.

- В данный момент, классические балеты, которые идут везде, не имеют отношения к Байрону. А мы именно по поэме Байрона делали. Хореография практически вся изменена, моя оригинальная. Но только есть места известные - шедевры Мариуса Петипа, - разъяснил хореограф-постановщик балета "Корсар", г. Нижний Новгород Морихиро Ивата.

Одно из таких красивых классических мест, которые оставил в балете Морихиро Ивата - "Оживлённый сад" в гареме Сеид-паши.

Балет "Корсар" - первая масштабная работа этого балетмейстера с нижегородской труппой. Премьера спектакля состоялась меньше года назад. Морихиро Ивата говорит, старался максимально приблизить сюжет балета к первоисточнику.

- Чем мне нравится именно этот балет, именно поставленный Марихиро Ивата, тем, что он допускает свободу твоих ощущений, того, как ты видишь этого персонажа, как его воплощаешь. И ты пытаешься перенести в полноценное состояние это - что когда-то давно люди так и жили, а не так, как мы сейчас живём. Это очень интересный опыт, - рассказал исполнитель главной партии в балете "Корсар" Андрей Орлов. 

- В душе партия Гюльнар мне близка, потому что восток - дело тонкое, я готовилась к этой партии достаточно тщательно, мне интересно. Физически она тоже достаточно наполненная. Техника, нюансы. Поэтому в этой партии мне близка его хореография, - поделилась Елизавета Мартынова, исполнительница главной партии в балете "Корсар".

Нижегородский "Корсар" - балет в 3-х действиях. В плане музыки это не цельное произведение. Использованы сочинения четырёх композиторов - Дриго, Пуни, Адана и Делиба. 

- Бытует такое мнение, что хорошая балетная музыка появилась с Чайковского, потом Прокофьев, Шостакович. А всё, что до этого было, это "ум-па-па". Это не так. В балете, например, фугато. Интересные находки в партитуре с точки зрения оркестровки. Здесь же два народа - турки и греки. И нужно изобразить эти народные инструменты. Интересные унисоны скрипок с флейтами, виолончелей с кларнетами. Получается звук квазинародный, немного непривычный для симфонического оркестра, - убежден дирижер-постановщик балета "Корсар" Александр Топлов.

Балет очень богат танцами, красивыми костюмами. В оформлении сцены минимализм. В спектакле задействованы 50 артистов. 

 - Очень интересный спектакль. Видно, что у ребят была задача поставить остросюжетный, в кавычках, балетный боевик и действительно очень приятно видеть столько энтузиазма в труппе, что ребята, как единый организм сплотились и воплощают такой интересный сюжет на сцене, - делится впечатлениями артист балета Алексей Рюмин.

Ирина Ромадова, Владимир Синдеев