Музей на воде в Чебоксарах пока работает не в полную силу

На борт сторожевого корабля "Чебоксары" начали пускать посетителей. Желающих попасть на судно много, с наплывом музей пока не справляется и работает не в полную силу, по выходным закрыт.

Сторожевик "Чебоксары" способен выдержать шторм до 8 баллов, а вот с человеческим волнением ему еще не приходилось сталкиваться. Желающих попасть на экскурсии всегда очень много. Порой, даже с боем пытаются прорваться на судно, говорят сотрудники музейно-туристического центра.

За годы службы корабль прошел больше 65 тысяч морских миль. Он охранял государственные границы с 1988 года - тогда в составе советских пограничных войск сторожевик служил в Латвии, с 1993 года перебазировался в Балтийск Калининградской области. Оттуда он и прибыл в Чувашию. 

- Название Чебоксары ему присвоили не сразу, изначально ходил под номером 052, затем присвоено название "Соболь" на какое-то время и только потом "Чебоксары".

Перед прибытием на вечную стоянку судно избавилось от многих видов вооружения - торпед и подводных акустических антенн. Осталась самая внушительная часть - корабельная артустановка АК-630. Особенно оценили ее дети - за возможность залезть, покрутить, почувствовать себя в роли артиллеристов. А еще - подняться на капитанское место, откуда велось управление - на ходовую рубку. 

На палубе повыше располагались смотрящие. Вот эти силуэты кораблей были нарисованы для них. Наблюдатели должны были определять издалека типы судов, приближающихся к сторожевику. 

- Силуэты судов, в основном рыболовецких, если силуэт не совпадал с этим, сразу кричали тревогу.

Посетители могут узнать, что такое гальюн, камбуз и кают-компания и почему в море время измерялось по рынде - корабельному колоколу. 

Пошло это с давних времен, когда песочные часы назвались склянками. Матрос, стоявший на вахте, переворачивал их каждые полчаса и сигнализировал об этом в колокол. Отсюда и пошло выражение "бить в склянки". Внутри судна можно увидеть и места проживания матросов - как выглядели их спальные места. 

На корабле всегда было много правил. Порядок как матросы, так и офицеры должны были соблюдать строго и неукоснительно. К примеру, во время шторма нельзя было находиться на палубе.

Музей, в котором можно все потрогать, ощутить вживую атмосферу сторожевика - после посещения становится понятно, почему так много желающих попасть на борт этого корабля. . 

- Экскурсия очень понравилась, никогда раньше не были на корабле, думаю, будет пользоваться спросом, - рассказала посетительница музея Екатерина Дмитриева.

В следующем году на пограничном корабле планируется открыть интерактивный музей - тогда достопримечательность уже должна будет заработать в полную силу. 

Из-за нехватки экскурсоводов корабль пока работает три раза в день - в 10, 13 часов и в 15.30, запускают группы по 10-12 человек, суббота и воскресенье - выходные.


Наталия Егорова, Михаил Солин

В День ВМФ на корабль «Чебоксары» можно будет пройти бесплатно