Большая стройка в Чувашии началась 28 октября 1941 года, официально завершилась 20 января 1942 года. Один из самых протяженных участков располагался в Ядринском районе.
В Ядринском районе вдоль Суры располагаются многие населенные пункты. Везде была организована масштабная работа: копали окопы, противотанковые рвы, строили дзоты, блиндажи.
- Если с Засурья взять села Ядринского района до границы с Ульяновской областью на 80 километров, хотя расстояние там 250 километров, на 80 километрах строили все эти окопы с траншеями, ходами, другими сообщениями, - рассказал краевед Виктор Иванов.
К строительству привлекали всех, кто на тот момент оставался в деревнях - от подростков до стариков. За исключением совсем уж немощных. Зачастую колхозы не могли выполнить план по мобилизации рабочей силы - людей не хватало, также как и гужевого транспорта, инвентаря - лопат, ломов. По республике были мобилизованы более 170 тысяч человек.
- Трудно поверить, как им было тяжело, даже по той простой причине, что приходилось работать в 40-градусные морозы, говорят, в некоторые ночи термометры показывали до 50 градусов мороза местами. Тогда же вымерзли все плодовые сады, яблони и потом весной следующего тогда люди их вырубили и превратили в картофельные участки, - рассказал краевед Виктор Иванов.
В основном работали вручную: долбили землю ломами, потом выгребали из окопов слой земли в человеческий рост. Норма на одного строителя в день была - около двух кубометров. Техника была роскошью для деревенских жителей. На вес золота - кирки и ломы.
Одним из стратегически важных объектов строительства Сурского рубежа был этот мост. Это, конечно же, современное строение, но начали его возводить в 41-м году, он нужен был для того, чтобы связать Москву и Нижегородскую область с Казанью. Для строительства привлекли более 10 тысяч человек. И называют его мостом на костях.
При возведении сооружения погибали люди, говорят местные жители. Те, кто помнит, рассказывают: работало очень много заключенных, и они не выдерживали нагрузок, были и без того истощены. Еды не хватало, и порой, по 2-3 дня рабочие голодали.
- Строили его заключенные ГУЛАГа, говорят и пленные, все еще документы не рассекречены. По документам если смотреть, из Ядрина привлекали 700-800 человек - студенты техникумов, домохозяйки, организации поставляли трудовые ресурсы, - рассказал краевед Виктор Иванов.
Время неумолимо, и живых свидетелей тех событий становится все меньше. Самым молодым строителям Сурского рубежа сегодня - уже больше 95 лет. Одна из немногих, кто возводил этот мост и рыл окопы вдоль Суры - Анна Суворова. Без слез о том страшном времени она вспоминать не может.
- По берегу Суры на лошадей грузили тела заключенных. Сколько мы плакали, что и нас вот также увезут. Горя много было, очень тяжело было. Слава Богу, мы выжили тогда, - рассказал ветеран труда Анна Суворова.
Высота - 18 метров, длина моста - более полукилометра. Возвели его за два года - в 43 он уже был готов. Строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей верили, что работают не зря, задача была - не допустить врага дальше - за Суру, за Волгу. Любой ценой.
Наталия Егорова, Виктор Степанов