Экспедиция по обследованию аэродромов воздушной трассы Алсиб завершилась

Завершилась совместная экспедиция Русского географического общества и Министерства обороны страны по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска – Сибирь.

По этому пути в годы Великой Отечественной войны из США на нашу территорию по договору ленд-лиза перегнали около 8 тысяч боевых самолетов, сыгравших важную роль в победе над врагом. Полтора месяца специалисты изучали состояние 14 аэродромов в Чукотском автономном округе, Магаданской области и на востоке Якутии. Мы встретились с руководителем исследовательской группы - он живет в Чебоксарах - и узнали итоги экспедиции. 

От космических пейзажей - к истории еще одного подвига народа. Перед участниками уникальной экспедиции по изучению аэродромов воздушной трассы Алсиб, проводившейся по инициативе Сергея Шойгу, стояло сразу несколько задач: оценить туристический потенциал территории, изучить инфраструктуру заброшенных аэродромов и действующих авиаплощадок, исследовать историческое наследие - найти артефакты и поговорить с участниками строительства взлетно-посадочных полос. Всё это удалось успешно выполнить, несмотря на погодные условия и суровость края вечной мерзлоты, которые царят на Чукотке.

- Погода несколько раз показывала свой характер. В трех точках нам приходилось ждать по несколько дней. Был туман, допустим, в горах, в Зарядке мы простояли 10 дней, потом в Олёпминске простояли 6 дней и не могли вылететь просто по метеорологическим ограничениям, - рассказал руководитель экспедиции по изучению аэродромов трассы АлСиб Дмитрий Алексеев.

В еще более суровых климатических условиях шло строительство аэродромов воздушной трассы АлСиб. Если летом здесь мошкара, комары, туман и дожди, то зимой 50-60-градусные морозы. А в 1942 году строили эти взлетные полосы в основном женщины, взрослые здоровые мужчины ушли на фронт. Сложностей добавляла и непростая по рельефу местность: горы здесь сменяют тундра и леса.

- Помимо того, что нужно было построить трассу, так еще и нужно было эксплуатировать ее. А эксплуатировалась трасса круглый год. Строили эту трассу с привлечением и заключенных, и местного населения. Были очень тяжелые условия строительства, но, тем не менее, трасса была введена в строй и начала работать. И привнесла существенный вклад в оборону нашей страны, - руководитель экспедиции по изучению аэродромов трассы АлСиб Дмитрий Алексеев.

За почти 40 часов перелетов на вертолете МИ-26 участники экспедиции изучили более 8 тысяч километров от Берингова пролива до Байкала. До этого момента воздушную трассу Алсиб так подробно и масштабно с исторической точки зрения никто не изучал. Помимо уникальных по своей красоте мест, исследователи обнаружили и несколько  значимых исторических артефактов. К примеру, на аэродроме Танюрер был найден американский тягач весом в 20 тонн, по предварительным данным, такой техники не осталось даже в США. А в Омолоне сохранилось здание мастерской, крыша которого была выложена из металла от бочек для топлива американского производства.

- То есть бочки разрезались, раскатывались, одна часть крыши раскатана была из полос металла, а с другой стороны днище бочек сложено как чешуя рыбья. И до сих пор крыша служит добросовестно со всеми шильдиками, с клеймами, как черепица сохранилась и работает до сих пор. Так же там же сохранился грейдер, Катерпиллер 42 года выпуска. И самое удивительное - что с помощью этого грейдера до сих пор расчищается полоса, - рассказал руководитель экспедиции по изучению аэродромов трассы Алсиб Дмитрий Алексеев.

В следующем году исполнится 80 лет со дня начала строительства воздушной трассы АлСиб. И тот материал, который удалось собрать в ходе экспедиции, поможет сохранить  военно-историческое наследие народа и память о его великом подвиге. 


Екатерина Храмкина, Алексей Енейкин, Михаил Солин