Поставил спектакль молодой режиссер Иван Чигасов. Он предложил актерам поэкспериментировать, а зрителю - задуматься о том, хорошо ли мы знаем школьную классику.
Вероятно, в России нет ни одного театра, где бы не ставили "Грозу" Островского. На сцене ТЮЗа пьесу знаменитого драматурга зрители могли видеть в 1969 году, а потом и в 2007-м. Тогда, 15 лет назад, актриса Венера Пайгильдина играла роль Катерины. Сейчас молодой режиссер Иван Чигасов предложил ей воплотить образ антагониста - Кабанихи. Поначалу заслуженная артистка Чувашии удивилась - обычно Марфу Игнатьевну представляют злобной, дородной старухой. А потом задумалась - а почему Кабаниха так себя ведет, откуда растут корни ее злобы? Затем и вовсе пришла к неожиданному выводу: что Катерина - это Кабаниха. И если бы главная героиня не спрыгнула с обрыва, то могла бы со временем стать такой же.
- Я задумалась - а и правда, она тоже женщина, тоже любит, вдова, что, ей не хочется ласки, любви, ей что, не тяжело без мужа хозяйство вести? - сказала заслуженная артистка Чувашии Венера Пайгильдина.
Молодой режиссер согласился с такими выводами. Он и сам привык мыслить нестандартно. Когда готовился к постановке, много размышлял о природе поведения героев.
- Главное действующее лицо этой пьесы - это гроза: как метафора, образ и тогда возникло такое видение, что гроза - это то, что создают сами люди, эти люди могли бы быть счастливы, потому что места потрясающие, берег Волги, - отметил режиссер Иван Чигасов.
Ощущение грозы здесь витает в воздухе постоянно, артисты будто отбивают ритм стихии - то глухо, издалека, то в полную силу.
Режиссер и актеры много экспериментировали, совместно искали формы для воплощения задумок: чтобы было и интересно, и понятно, и смысл пьесы Островского не потерялся, ведь авторский текст необходимо было сохранить в полной мере, без фантазий.
- Очень было интересно работать с Иваном, с его методами, тренингами, подходами, было очень занимательно, - поделилась актриса, исполнительница роли Катерины Екатерина Чекушкина.
Танцы, хореография - в постановке много движения, почти нет статики. Вероятно, не все зрители смогут принять подобную смелую трактовку пьесы. Но в театре советуют оценить спектакль дважды - посмотреть, как играют оба состава актеров и убедиться, насколько сильно версии постановки отличаются друг от друга.
Наталия Егорова, Екатерина Янгалакова