Эти находки - напоминание о боях за Севастополь 41-го года. По крутым склонам Темной балки и Камышловского оврага проходили полосы оборонительных сооружений. Здесь стоял 287-й стрелковый полк 25-й чапаевской дивизии. Так как Чапаев родился в Чебоксарах, представители этого города называют особой честью участвовать в севастопольской Вахте памяти. Работать на южной земле намного сложнее, чем в средней полосе России, говорит Евгений Шумилов.
- Каменистый грунт, то есть эти бывшие окопы, ходы, сообщения, они завалены валунами, и при работе даже с миноискателями, которые в средней полосе России дают результат, можно нащупать, например, каску, котелок, другой металлический предмет. Здесь же прозванивается очень тяжело, потому что под камнями, щуп здесь не берет. Надо работать киркой, - объяснил руководитель экспедиции Чувашской Республики Евгений Шумилов.
В поисковом отряде Чувашии 14 человек. Вместе с ними в Вахте памяти принимают участие представители еще нескольких регионов страны - от Краснодара до Калининграда.
Сейчас поисковики работают на железобетонной огневой точке, такие бойцы строили, чтобы отстреливаться при отступлении. На счету была каждая минута, поэтому блоки скрепляли не раствором, которому нужно было время, чтобы схватиться, а вот такими штырями.
На вооружении у тех, кто занимал эти укрепления, были пулеметы. Бойцам приходилось противостоять не только минометному огню, но и страшной жажде. Ближайшие источники воды - родник и река Бельбек - находятся на расстоянии более семи километров отсюда, и когда враг отрезал туда дорогу, вместо воды бойцам стали привозить бутылки шампанских вин с Инкерманского завода. Одну из таких с маркировкой 39-го года нашли поисковики. А в нескольких шагах от огневой точки лежал моряк. Об этом говорит найденная пуговица. Еще одна находка - противогаз.
- Противогаз, и вот на кусочке резиновом, отдельном, противогаза, две буквы Р.Д., - сказал кандидат исторических наук, руководитель поискового отряда "Георгиевская лента", (г. Чебоксары) Cергей Кодыбайкин.
Установить по этим буквам личность героя не удастся, уверены поисковики, скорее всего, он нацарапал инициалы, чтобы не перепутать свои вещи с вещами других бойцов. Сколько из них также навечно остались в этой земле и имели в кармане медальон с именами, вопрос, ответ на который участники Вахты памяти надеются получить во время работ.
Анна Шустер, Александр Соловьев, Михаил Кисель