Исполнилось 125 лет со дня рождения Иоакима Максимова-Кошкинского. Трудно представить, каким было бы чувашское искусство, если бы в свое время он не начал создавать национальный театр и кино. Об этом и не только говорили участники круглого стола, посвященного теме «Искусство и личность».
Анжелика Артемьева, Виктор Степанов
Иоаким Максимов-Кошкинский – не просто основатель, он душа чувашского театра. Поначалу было трудно создавать национальную сцену, многое приходилось делать самому. Он переводил русские пьесы, потом искал исполнителей и ставил их. И получилось, что чувашский театр зародился и расцвел. Чуть позже Максимов-Кошкинский точно так же запустил и чувашское кино.
- Он был как раз таким ярким, - говорит доктор искусствоведения Михаил Григорьев, - темпераментным человеком, который брался, делал, умел. Вот сейчас фильм идет, у нас его смотрят, отрывок – удивительное удовольствие получаешь от немого кино. И он сам там играет, совершенно не похож на свои портреты.
За свои труды Максимов-Кошкинский заслужил и похвалу, и хулу. Сначала он был заслуженным артистом, а потом врагом народа. Но все равно смог исполнить свою мечту и подарить Чувашии настоящее искусство. К слову, в начале 30-х годов прошлого века в Советском Союзе было всего 6 национальных киностудий. Одна из них – «Чувашкино». Развитию профессионального театра и кинематографа талантливый режиссер посвятил всю свою жизнь.