Эксперты учат россиян безопасно покупать в сети

Режим ковидной самоизоляции оперативно и массово приучил к интернет-шопингу даже тех, кто раньше и не помышлял о такой опции. Пандемия опосредованно привела в российскую онлайн-торговлю более 10 млн покупателей, утверждают аналитики.

В России кроме традиционных онлайн магазинов очень популярны и сервисы бытовых или личных продаж товаров и услуг. На сайтах объявлений или сетевых барахолках можно найти редкие товары (снятые с производства духи, коллекционные фигурки или предметы интерьера ручной работы), а также бывшие в употреблении на 50-90% дешевле, чем в магазине, что очень подкупает в сложившейся экономической ситуации. Но такие личные продажи нисколько не застрахованы от мошеннических схем. Их число за время режима самоизоляции, уверяют правоохранители, выросло в разы.

Но кто предупрежден, тот вооружен: достаточно соблюдать простые меры предосторожности, чтобы делать выгодные покупки.

Кирилл Лавров, старший специалист департамента безопасности "Авито" объяснил, как делать покупки по частным объявлениям в интернете и не попасться на крючок мошенников.

Никогда не уходите по внешним ссылкам и не вводите там свои данные. Современные агрегаторы страхуют себя от мошенничества себя и пользователей. А вот при переходе с сайта-агрегатора на другой непонятный ресурс, вы автоматически лишаетесь защиты. На серьезных ресурсах есть встроенный мессенджер для обмена сообщениями - договаривайтесь обо всем там.  Платеж передавайте лично или через функцию “безопасной сделки”. Если продавец настаивает на оплате картой, перейдя по какой-то непонятной ссылке, лучше отказаться от покупки. Вероятнее всего, товара вы после этого не получите, вернуть деньги будет крайне проблематично.

Не сдавайте "пароли-явки". Пользователи с удивительным постоянством попадаются на эту удочку. НИКОГДА нельзя диктовать или пересылать персональные данные: CVV-код на обратной стороне карты, номер паспорта и так далее. Кстати, так обманывают не только покупателей, но и продавцов. Вы выставляете объявление о продаже товара, а вам звонит “покупатель”, который хочет срочно оплатить его и прислать "курьера", чтобы забрать вещь. Он  спросит у вас не только номер карты, но и CVV-код  и, не могнув глазом, лишит всех денег.

Встречайтесь с продавцом лично. Бывает, что без доставки не обойтись - если продавец в другом городе. Если же он живет рядом с вами, лучше встретиться для передачи товара лично. Многие распространенные схемы мошенничества связаны с удаленной оплатой. Например, фальшивый продавец присылает ссылку, которая мимикрирует под платежный раздел известного сайта. После оплаты на таком сайте вы не увидите ни денег, ни товара. А получив возмущенное сообщение от покупателя, бывалые мошенники предлагают вернуть деньги, а на деле… списывают их еще раз. Для этого они присылают ссылку на ту же платежную страницу, где надпись на кнопке “оплатить” заменена на “вернуть платеж”.

Не вносите предоплату. Веский повод насторожиться - настойчивые требования предоплаты. Продавец может говорить, что ему нужно срочно завершить сделку по каким-то чрезвычайным обстоятельствам, или что у него несколько претендентов на товар. Это может быть признаком того, что ваше внимание пытаются отвлечь от каких-то мошеннических действий. Нервничая из-за того, что покупка вот-вот уплывет из рук, вы не обратите внимания на очевидный обман и нестыковки.

Смотрите на среднюю цену товара и рейтинг продавца. Если свежий товар, по уверениям продавца, не имеющий недостатков, продается дешевле, чем в аналогичных объявлениях, это  повод быть бдительнее. Помните про бесплатный сыр и мышеловку. Мошенники часто ставят цену в своих объявлениях ниже среднего, чтобы привлечь пользователей. Обратите внимание, когда пользователь зарегистрировался на сайте, сколько и каких у него есть других объявлений. Лучше, чтобы они были. Конечно, бывают счастливые исключения, когда человек впервые зарегистрировался на сайте, но мошенники часто создают новые аккаунты, потому что агрегаторы объявлений их постоянно банят. 

Если вы все же столкнулись с чем-то подозрительным - смело жалуйтесь в техподдержку, этим вы поможете другим пользователям. А уж если вам совсем не повезло - в правоохранительные органы.