На этой неделе чебоксарцы вновь стали жаловаться на специфический запах в воздухе. Экологи предполагают: источник зловония — свалка птичьего помета возле крупной агрофирмы. Сами представители птицефабрики считают такие подозрения провокацией и уверяют: запаха в городе нет. А специалисты в это время бьют тревогу: если в ближайшее время этот навозный склад не рекультивировать, экологической катастрофы не избежать. Масштабы проблемы сегодня оценила Мария Никифорова.
Мария Никифорова, Вадим Владимиров
Это стало уже традицией: каждое лето в Чебоксарах и Чебоксарском районе люди начинают задыхаться от тошнотворного запаха птичьего помета. И уже даже не секрет, откуда он исходит.
Мария Никифорова, корреспондент:
- За моей спиной — 10,5 гектаров земли, и всю эту площадь занимает птичий помет. У меня в руках палка примерно в 50 см, которая полностью входит в эту массу. Запах здесь стоит соответствующий и, пока ветер дует в сторону деревни, его ощущают лишь местные жители, но как только ветер сменит свое направление, запах вновь разнесется по микрорайонам Чебоксар.
Растущая с годами свалка птичьего помета находится между деревнями Хурынлых и Малые Карачуры Чебоксарского района.
- Живу в этой деревне лет 5, и летом, весной осенью постоянно ощущаем запах навоза. Стоит запах — невозможно дышать. Летом чуть подует ветер в нашу сторону, это все — запах стоит страшнейший, - рассказывает житель деревни Хурынлых Станислав Смирнов.
Все эти годы жители обивали пороги местных чиновников, но в ответ получали лишь отписки: мол, проводятся проверки, ждите результаты лабораторных анализов. Ускорить этот процесс помогли активисты Общероссийского народного фронта. Они пришли к выводу: ждать больше нельзя: страдают не только люди, но и экология. Птичий помет относится к 3 классу опасности, и складировать его по закону разрешено лишь в специальных полевых хранилищах.
- Это должна быть специально оборудованная площадка с твердой поверхностью, стойкой к химическим процессам, то есть это либо асфальт, либо бетон, либо керамическая плитка, сверху эта площадка обязательно должна быть оборудована навесом, по периметру эта площадка должна быть покрыта валом, чтобы ничего не утекало, а по периметру они должны быть оснащены ливневыми очистными сооружениями, - рассказал руководитель регионального отделения общественной экологической организации «ЭКА», эксперт регионального отделения ОНФ Александр Воробьев.
А сейчас в дожди и половодье все стоки уходят в реку Рыкша, которая впадает в Цивиль, а та - уже в Волгу. Но самое страшное, что водоносные горизонты, в отличие от навозных полей, очистить невозможно.
- Это хранилище влияет на подземные воды: проникает через слой почвы, доходит до верховодки, то есть как слоеный пирог, и постепенно идет вниз, - поясняет эксперт регионального отделения ОНФ гидрогеолог Вячеслав Николаев.
- Эта территория принадлежит агрохолдингу «Юрма». Генеральный директор предприятия гостям, мягко говоря, был не рад:
- Вы работать мешаете!
Эколог агрохолдинга уверяет: запах птичьего помета она не спутает ни с каким другим и, живя в Чебоксарах, ничего не чувствует.
- Птичий помет пахнет определенно, человеческое дерьмо — определенно, - утверждает начальник службы охраны труда агрохолдинга «Юрма» Ольга Мухарьямова. Как житель Чебоксар скажу: я живу в юго-западном, никакого запаха нет. Так что категорически говорить, что это запах «Юрмы» никто не имеет права, докажите! Запаха нет.
Но в природоохранной прокуратуре считают иначе.
- В настоящее время по двум материалам возбуждены уголовные дела, ведется расследование. Санкции статьи предусматривают от штрафа до 200 тысяч рублей до исправительных работ до 2 лет, - рассказал старший помощник прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Андрей Хрычёв.
Кроме того, суд обяжет агрофирму рекультивировать склад птичьего помета. Но на то, чтобы полностью очистить поля от навоза, уйдет ни один год. Впрочем, перед отъездом журналистов и активистов ОНФ, настроение Владимира Ермолаева значительно улучшилось. Он заявил, что и сам собирался приступить к переработке.
- Проект готов, сам проект переработки готов. Мы его отправили на экспертизу, - заявил Владимир Ермолаев.