В Чебоксарах завершился 22-й Международный балетный фестиваль. Он был посвящён Мариусу Петипа — основателю русского балета. На заключительном гала-концерте встретились звёзды мировых сцен. В Театре оперы и балета они показали зрителям, как изменилась хореография за последние 200 лет.
Ирина Ромадова, Игорь Ульянов
В программе гала-концерта 13 номеров. Но каких! От образцов балетной классики до самых новых хореографических экспериментов.
- Так и должно быть, - считает профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург Наталия Зозулина. - Не может быть только классический репертуар. Новые хореографы, новые имена. Артисты должны танцевать разную хореографию. И здесь показатель такой широты, такой амплитуды современной хореографии. Она и классическая, и неоклассическая, и современная в разных абсолютно стилях. И даже если мы каких-то имён хореографов не знаем, то интересно познакомиться.
Премьер в этот вечер было много. Одна из них — адажио из балета Сати «Парад».
Впервые его исполняли и солисты Михайловского театра Санкт-Петербурга, и симфонический оркестр Чувашского театра оперы и балета.
- Парад — это «дедушка» всех авангардных современных балетов 20 века. В мае исполнится 101 год с премьеры этого произведения в труппе Дягилева в Париже, - рассказал солист Михайловского театра, г. Санкт-Петербург Марат Шемиунов.
Тогда в Париже декорации и костюмы к спектаклю создавал Пабло Пикассо. Именно по эскизам мастера и были сшиты костюмы для дуэта акробатов, который танцевали Ирина Перрен и Марат Шемиунов. Во втором отделении гости из Михайловского, опять же под живое звучание оркестра, показали зрителям совершенно другое адажио — из балета «Спартак» Хачатуряна.
Вообще, все приглашённые гости привезли на гала по два разноплановых номера. Образец европейской современной хореографии — выступление французских звёзд Эмилии Черрути и Марка-Эммануэля Заноли. Их номера порой вовсе не сопровождались музыкой.
Современную российскую хореографию показала пара из Мариинского театра Александра Иосифиди и Игорь Колб. На музыку Равеля Игорь придумал своё «Болеро».
Среди премьерных номеров — выступление гостя из Музыкального театра Станиславского Евгения Жукова.
Па-де-де из «Сильфиды» он танцевал первый раз. Зато с опытной партнёршей Татьяной Альпидовской. Балерина сама выбрала именно этот номер, чтобы порадовать зрителей.
- Это у меня не первый опыт. Между прочим, я Сильфиду еще ни разу не танцевала со своим партнером, всё время получалось, что я с приглашёнными танцую. Последний раз я танцевала с Артёмом Овчаренко, - рассказала солистка Чувашского государственного театра оперы и балета Татьяна Альпидовская.
Зато впервые этот номер шёл опять же под живое звучание оркестра. Из московских гостей на сцену гала-фестиваля вышли уже полюбившиеся публике артисты «Кремлёвского балета» Саори Коике и Егор Мотузов.
В целом 22-й балетный фестиваль собрал беспрецедентное количество приглашённых гостей. Но и труппа нашего театра показала себя на высоте. Возрождение одного из балетов Петипа критики назвали уникальной мировой премьерой.
- Это опыт, который можно повторять и повторять, - считает профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, г. Санкт-Петербург Наталия Зозулина, - откапывать старую музыку из балетов старинных, забытых и заново пробовать себя в тех хореографических формах, структурах.
Возможно, пример Чувашского театра оперы и балета возьмут на заметку хореографы, которые большей частью занимаются редактированием уже идущих балетов. Ну, а проект «Петипа-гала» останется в репертуаре нашего театра.