Эволюция прокурорской формы и секреты современного мундира


Завтра прокуроры всей России отметят профессиональный праздник. 291 год назад Петр Первый учредил в стране пост генерал-прокурора. Император представил его подчиненным как: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Тогдашних служителей закона наши современники едва бы узнали. Мундир не тот. Вообще внешний вид прокуроров несколько раз менялся, порой кардинально. А, например, с 1922 по 43 годы они вообще ходили в гражданском, формы как таковой не было. Эволюцию и секреты современного мундира изучила наша съемочная группа.

Василий Долгов был прокурором трех районов Чувашии, работал в городском ведомстве и республиканском аппарате. Верой и правдой служил закону почти полвека. За это время форменное обмундирование менялось 4 раза.

Это форма прокурора образца 43 года. Погоны в отличие от современных серебристые. Большие нагрудные карманы. На такое обмундирование серьезный отпечаток, видимо, наложила война.

В мирном 54-ом прокуроры снова сменили форму. Другим стал цвет, исчезли погоны, на их место пришли петлицы. На пуговицах, в отличие от современных - герб советского союза.
Спустя тридцать с лишним лет прокуроры опять преобразились. От петлиц было решено отказаться. А вот погоны вернулись и стали серебристыми.

С распадом Советского Союза прокурорам снова пришлось переодеться - уже в ярко-синюю современную форму. Сказать точно, почему кители, фуражки, погоны меняли цвет и вид - практически невозможно. По крайней мере, официальные источники об этом умалчивают. Но есть у мундиров всех образцов и общие черты.

Альберт Петров, старший помощник прокурора ЧР по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью: «На всех есть эмблемы -щит. )Щит отличается от милицейского, он пронзен двумя мечами».

Кроме того, по количеству пуговиц и тридцать лет назад, и сейчас можно узнать чин человека. Один ряд - младший офицерский состав, два ряда - старший. Если на воротнике мундира золотистая нашивка - перед вами генерал. И кстати, только у них есть белоснежный пиджак. Голубая сорочка - будничная, белая - парадная. Летом сотрудники носят рубашки с коротким рукавом, а вот брюки - одни на все сезоны. Ткань полушерстяная, поэтому в жару прокурорам иногда приходится несладко. Женская форма почти не отличается от мужской. За одним исключением: во все времена дамам полагались исключительно юбки.

Для Василия Сергеева это будет вторая в жизни форма. В прокуратуре он работает полтора года. Шить обмундирование сотрудникам разрешается не чаще, чем раз в 12 месяцев. И, кстати, молодые сотрудники не сразу могут надеть форму. Нужно ещё заслужить это право. Первые полгода они ходят в гражданском.

Василий Сергеев, помощник прокурора Московского района г. Чебоксары: «После этого молодые работники проходят аттестацию, после чего, если аттестационная комиссия решает его аттестовать, он получает классный чин. И только после этого получает ткань и пошивает форму».

При пошиве формы - свои тонкости. Размеры карманов, ширина воротников - все регламентировано.

Людмила Харитонова, закройщик верхней одежды ателье «Молодежная мода»: «Мы работаем строго по техническим условиям, которые нельзя нарушать. Обшлаг у женщин — 9 сантиметров, строго. Ни больше, ни меньше».

Для работников ведомства форма - почти что святыня. Берегут не столько сам костюм, сколько «честь мундира».

Василий Сергеев, помощник прокурора Московского района г. Чебоксары: «Ношение обмундирования - это большая честь, чувствуется общность, причастность к общему делу. Чувствуется ответственность за выполнение служебных обязанностей».

Василий Долгов, ветеран Прокуратуры ЧР: «Люди, которые не носили форму, иногда нас не понимают. Честь мундира — это служить верно. Тому, где ты работаешь, кому служишь. Я служил народу».