Местные предполагают, что в экологической катастрофе виноват молокозавод, который находится неподалеку и говорят, что со стороны предприятия произошел выброс стоков. В населенном пункте уже побывали представители республиканского Минприроды, районная прокуратура. Оценить ситуацию отправились и члены Общероссийского народного фронта.
Раньше территория возле этой речки была любимым местом отдыха сельчан - здесь собирались, жарили шашлыки, летом купались, ловили рыбу. Сейчас от воды исходит такой запах, что любые мысли о еде изгоняет моментально.
Местные говорят: еще недавно вода в пруду была прозрачной и ничем не пахла, сейчас же она приобрела такой вот темный оттенок и пахнет довольно специфически, неприятно.
- Раньше чистая хорошая вода была, каждый день на рыбалку ходили мы с внуками...
- Все воняет, гибнут рыбы и все черное там.
- Мы не чувствуем ни запах цветов, один канализационный запах.
Проблема, конечно, даже не в том, что в этой воде пока нельзя купаться и ловить рыбу. Заслуженный эколог России, член регионального штаба ОНФ Альберт Ластухин рассматривает ситуацию гораздо шире.
- Вода потом попадает в реку Кебе, из речки Кебе в Хому, из Хомы в Кубню, а из Кубни в Волгу, - рассказал член регионального штаба ОНФ в Чувашии, заслуженный эколог России Альберт Ластухин.
Выброс стоков молокозавода произошел 4 апреля. После этого с проверкой в Новом Чурашево побывали сотрудники прокуратуры Ибресинского района: визуально была подтверждена гибель 38 рыб, также они зафиксировали темный окрас воды и не характерный посторонний запах. И цитата: "По указанному происшествию организована проверка, в том числе с направлением материалов в органы полиции для решения вопроса о наличии признаков уголовно-наказуемого деяния". Осмотрели эти места и сотрудники Минприроды Чувашии, отобрали пробы воды. Представители ОНФ тоже практически сразу взяли ситуацию под контроль. Светлана Ляллина уже несколько раз побывала на месте, обследовала окрестности.
- Запах какой-то белковый, как будто испорченное молоко. Я помню с детства, когда маслозавод функционировал в Батырево, там как раз и вода была такого цвета и запах, - рассказала руководитель региональной ревизионной комиссии ОНФ в Чувашии Светлана Ляллина.
На заводе показали, что скрывать здесь нечего. Наша съемочная группа вместе с представителями ОНФ, главами администраций Ибресинского района и Новочурашевского сельского поселения были допущены на территорию предприятия и увидели, как функционируют очистные сооружения. По словам сотрудников, станция работает только около полугода, и пока не в полную силу - подрядчик еще не завершил пуско-наладочные работы. Тем не менее, стоки здесь проходят полную очистку, все ступени - биологическую, химическую, анаэробную.
- Полный цикл очистки проходит здесь и выходит в пруд. У нас все соответствует, документы соответствующие, - рассказал мастер очистного сооружения Валерий Иванов.
Отсюда уже стоки попадают в технологические пруды, расположенные на территории предприятия. Но, уверяют сотрудники, никак не в сельский водоем.
- Это был разовый случай по халатности, по вине работника, не уследили за насосом, коллектор перелился и разлился в течение 10 часов все это стекало в пруд. Мы это лицо наказали, в дальнейшем обещаем, что такого больше не повторится, потому что мы заинтересованы и не хотим, чтобы загрязнялось, было негативное воздействие, - рассказала представитель завода Елена Кузьмина.
Жители говорят: они не против завода - это рабочие места и инвестиции в развитие села. Но хотелось бы, чтобы предприятие не допускало больше выбросов и заботилось об окружающей среде. И теперь, когда удалось все выяснить, люди надеются, что сельский пруд удастся восстановить.
- Ждем анализа воды, молочный завод обещание дает, они признают свою ошибку - выброс воды и обещают весь этот пруд очистить и воду, - рассказал глава Новочурашевского сельского поселения Николай Федоров.
В любом случае, надзорные органы и представители ОНФ будут держать ситуацию под контролем - вплоть до того момента, когда в пруду вновь появится рыба и заквакают лягушки - показатели качества воды.
Наталия Егорова, Святослав Петров