Жители новых микрорайонов Чебоксар жалуются на проблемы с общественным транспортом. Добраться до центра из Соляного и Садового стало сложно. Сегодня в час пик наш корреспондент Мария Никифорова побывала на некоторых проблемных участках и выяснила, как республиканские и городские власти намерены устранять этот транспортный коллапс.
Мария Никифорова, Вадим Владимиров
- Мы залезаем, у нас вот так все на голове, и дети, пристегнутые к этим стеклам, все расстегнутые куртки, если ты выйдешь на 5 минут позже, сюда уже ни за что не влезешь.
- Если успел залезть в маршрутку, значит, едешь на маршрутке, если не успел – едешь на такси.
- И вечером с работы едешь – тоже не протолкнешься. Все с работы и одна маршрутка через каждые полчаса только едет. Получается ад.
Это сегодня пассажиры уезжали относительно спокойно, но каждое утро до этого в микрорайоне «Соляное» начиналось со штурма маршруток. Битва шла даже за место на ступеньках, жалуются пассажиры. Но сегодня утром впервые за три месяца после того, как главного перевозчика республики – предприятие «Чувашавтотранс» – признали банкротом, ситуация изменилась: число машин до Соляного увеличили. По 24-му маршруту «Чувашавтотранса» ездят временные перевозчики. И это направление для них неприбыльное. Заработать только в часы пик нереально, а значит, и увеличивать число машин на маршруте – нерезонно, говорят водители. В городской администрации видят такое решение этой проблемы.
- С 1 декабря в транспортной системе планируются изменения, - говорит начальник отдела транспортного обеспечения и связи администрации г. Чебоксары Андрей Васильев. - В связи с этим в конце июня администрацией был объявлен аукцион на право осуществления перевозок. Администрация города заключает муниципальный контракт с перевозчиками, в частности, по 24-му маршруту будет обслуживаться автобусами среднего класса, пассажировместимостью не менее 64 человек.
Кроме того, в Соляное будет заезжать 41-я маршрутка, что позволит жителям добираться в центр и Новоюжный район. Но пока власти ищут перевозчика.
- У наших перевозчиков существуют опасения: насколько будут окупаемые новые автобусы при существующих тарифах, при существующем пассажиропотоке. Понятно, что они привыкли последние 10 лет работать на автобусах малого класса и здесь у нас будет такой гибкий подход. Что касается основных маршрутов, допустим, Чебоксары-Новочебоксарск – стволовых маршрутов, то мы видим, что будут окупаться автобусы именно средней и большой вместимости, - рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Владимир Иванов.
Такие автобусы уже закупили некоторые межмуниципальные перевозчики. Так, пассажиры, которые уезжают от Новочебоксарской автостанции, ухода с республиканских дорог «Чувашавтотранса» почти не заметили. Появились новые вместительные автобусы. Но одно дело ездить между городами и районами, где большой автобус точно заполнится, и совсем другое – по городу не в часы пик, говорят перевозчики. Как правило, в течение дня салоны пустуют. Но брать неприбыльный маршрут – это лишь один из рисков для перевозчиков.
- Берут маршруты и сдают в аренду – это самая большая беда для перевозчика, - рассуждает перевозчик Игорь Казанков. - Если ты не собственник маршрута, если ты сидишь на аренде, у тебя не может быть развития. В любой момент, когда ты купил транспорт и ты не собственник маршрута, можешь просто попасть: сегодня ты работаешь, а завтра – нет. И банки все это учитывают.
А страдают в итоге пассажиры. Решится эта проблема не раньше 1 декабря, повторяют в администрации. А пока разгрузить пассажиропоток помогают школьные автобусы, которые дважды за утро приезжают в Соляное, и увеличенное число машин на маршруте. Но будут ли временные перевозчики соблюдать интервал движения, покажет время.