Он сравнивает черно-белую фотографию с классической музыкой и считает, что она помогает воспринимать мир по-другому. Известный чебоксарский фотограф Валерий Железняков представил в Художественном музее новую выставку «Восприятие». В трех залах — черно-белые репортажные снимки, на которых запечатлена жизнь российских городов в конце 80-ых — начале 90-х. Вместе с автором их рассматривала наш корреспондент Ольга Петрова.
Ольга Петрова, Вадим Владимиров
Они лишены цвета, но при этом усилены какой-то неподдельной правдой жизни. На этой выставке Валерий Железняков собрал фотографии, сделанные в Чебоксарах, Москве, Магадане, Анадыре, Риге. На них — ушедшая эпоха с дефицитом товаров, мешочниками, акциями протеста… Выставка как машина времени: прошел по залам — и будто побывал в 90-ых.
- Действительно, сразу окунаешься в эпоху 80-90-х. Вспоминается многое: Горбачев, его выступления, как мы жили, - говорит Владимир Николаев.
Валерий Железняков не сдружился с «Зенитом» и снимал тогда на немецкие пленочные камеры «Практика», которые ни разу его не подвели. А работать приходилось в таких условиях, когда жалко было расчехлять не то, что импортный фотоаппарат, а даже старую советскую «Смену».
- Дождь, снег, в любых условиях можно было снимать. Был мороз за 40, и у меня ничего не ломалось! Пленка — главное. А пленка была казанская «Тасма», тип-17 обычно, - рассказывает фотограф, главный редактор газеты республиканской организации инвалидов «Феникс Чувашии» Валерий Железняков.
Валерию всегда нравилось работать с пленкой: в этом было какое-то волшебство, которого фотографов потом лишили цифровые камеры. В 80-90-е Валерий Железняков объездил весь Союз: от Прибалтики до Камчатки. Говорит, было снято столько, что и спустя 30 лет многие снимки остаются не напечатанными и не опубликованными в газетах. Начинал Валерий с постановочных кадров, а потом переключился на уличную репортажную съемку, которая в условиях механических камер без автофокуса считалась элементом высшего пилотажа.
- Это Чебоксары. Встретились морячки. Ну, сколько эмоций! Просто невозможно это взять и постановочно снять! Или вот, допустим, «Заигрались» называется. Ребята сидят, играют, уже черные стали, а они всё играют в шахматы! – комментирует Валерий Железняков.
- Я Валерия знаю с 90-ых годов, но все это время я его знал как спортивного корреспондента, я настолько привык к его репортажам спортивным, что сейчас открываю другую грань его творчества, - делится дизайнер, фотограф Дмитрий Репин. - Это новый Валерий Железняков для меня! Это социальный фотограф! И его умение выхватывать какие-то моменты из каждодневной суеты меня удивляет.
На счету Валерия Железнякова больше двадцати персональных выставок, и это только кажется, что они похожи друг на друга. Те, кто знают Валерия давно, говорят, что эта экспозиция открыла его совсем с другой стороны.