Чебоксарские поисковики отправились к берегам Баренцева моря, чтобы увековечить память героев-земляков

В Мурманской области на месте героической гибели двух бойцов из Чувашии их земляки установили мемориальные плиты. Для чебоксарских поисковиков это была уже пятая экспедиция в Заполярье на два полуострова: Средний и Рыбачий. 9 человек отправились на одной машине за две с половиной тысячи километров, чтобы увековечить память Юрия Колпинского из Чебоксар и Семена Орешникова из Янтиковского района. О подвиге этих парней поисковики рассказали нашему корреспонденту Ольге Петровой.

Ольга Петрова, Михаил Солин

Вместе с палатками и спальными мешками на 452-м УАЗике, прозванном в народе буханкой, поисковики везли в мурманское Заполярье инструменты и гранитные плиты с именами погибших земляков. Одну из них они установили на хребте Муста-Тунтури, где в марте 43-го года погиб чебоксарский парень Юрий Колпинский, радист разведывательного отряда капитана Юневича. Его товарищи, попавшие в засаду, уже были убиты, а Юра, тяжело раненый, до последних минут жизни корректировал огонь советской артиллерии.

- Вот эти слова Колпинского: «Ребята, вызываю огонь на себя. Прощайте! Отмстите за нас!» – всё лаконично, четко, по-военному. Прямым голосом в эфир – и тут же снаряды, и он погиб. Я писатель, но я бы такое придумать не смог. Это Юре отведено было богом вот так войти в историю боев в Заполярье, - говорит председатель Мурманского областного совета ветеранов войны, труда и вооруженных сил Михаил Орешета.

Советским войскам удалось удержать эти позиции на полуострове Средний и Рыбачий и не пустить фашистов к незамерзающему порту Мурманск. Благодаря Михаилу Орешете, который еще в 80-е годы обнаружил останки бойцов разведотряда, о подвиге Юрия узнали в Чувашии. А вот пролить свет на историю гибели еще одного нашего земляка – младшего лейтенанта Семена Орешникова – удалось только сейчас. 14 апреля 43-го года здесь у пристани Озерки на полуострове Средний шла разгрузка судна «Онега», которое доставило в гарнизон бочки с топливом и сено для лошадей. Внезапно начался авиаобстрел, на берегу вспыхнули тюки с сеном.

- Если бы люди разбежались, хана была бы всем бочкам, - рассказывает председатель Мурманского областного совета ветеранов войны, труда и вооруженных сил Михаил Орешета. - Бочка загорелась бы – и всё: начали бы взрываться все и пароход бы тоже загорелся. И вот ребята вместо того, чтобы бежать в укрытие, стали эти бочки растаскивать, утаскивать отсюда – этим спасли ситуацию, но не спасли себя.

- Многие из нас служили, офицеров много. Представляете, по команде «воздух» что мы должны делать? Спрятаться, разбежаться, вжаться в землю, а они вместо этого ослушались и выполнили свой долг до конца, - рассуждает председатель совета регионального отделения Поискового движения России Евгений Шумилов.

Семен Орешников – прадед Ивана Савельева. 4 раза парень приезжал в эти края на раскопки, но только прошлой осенью узнал, что его родственник погиб на мурманской земле.

- По маминой линии нашел прадеда, - говорит участник экспедиции, член молодежного отряда Русского географического общества Иван Савельев, - и когда начал в интернете искать документы, оказалось, там было написано: порт Озерки. Я сразу вспомнил из прошлой поездки этот порт.

Вместе с Иваном в экспедицию пригласили еще одного правнука Семена Орешникова и племянника погибшего бойца. Вообще эта поездка объединила участников сразу нескольких поисковых отрядов: Русского географического общества, УФСИНа, ЧГУ и Поискового движения России. И чебоксарцы полагают, что это не последняя их экспедиция к берегам Баренцева моря.

- Про Юрия Колпинского заговорили только в 80-х годах, со времен войны останки этой группы там и лежали. А о подвиге Орешникова мы узнали в октябре-ноябре прошлого года. А сколько таких безымянных героев там остается лежать, не знает никто, поэтому следующий этап нашей работы – это работа с архивами по выявлению всех погибших, - отметил руководитель экспедиции, член Русского географического общества Дмитрий Алексеев.

Пока у поисковиков есть данные о 110 жителях Чувашии, убитых в боях за Мурманск. За каждым именем – новые, еще не изученные эпизоды военных операций и героические поступки, из которых и сложилась история нашей Победы.