Трудовые книжки переходят на электронный формат

В рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» Россия переходит на электронные трудовые книжки. Новый формат документа начнет действовать в этом году. Что представляет собой трудовая книжка нового образца, рассказали на пресс-конференции в Пенсионном фонде.

Л. Галактионова В. Степанов

Бумажные трудовые уйдут в прошлое, а вся информация о рабочей деятельности перейдет в цифровой формат. 2020 год будет переходным. До 1 июля работодатели должны уведомить коллектив о введении электронных трудовых книжек. А до 31 декабря - работнику нужно будет определиться, вести учет в электронном или бумажном виде. Переход на виртуальные книжки добровольный, желающие могут оставить и бумажный вариант. Для этого нужно будет подать письменное заявление. С этого года работодатели обязаны предоставлять в ПФР электронные сведения о трудовой деятельности сотрудников ежемесячно.

- Будут предоставляться в ПФР до 15 числа после истечения месяца сведения о приеме, увольнении и переводе на другую должность. Начиная с 2021 года, информация о приеме должна быть передана на следующий день после соответствующего приказа, - объяснила управляющий Отделением ПФР по Чувашии Роза Кондратьева.

Просмотреть записи электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России или на портале Госуслуг. При необходимости их выдадут и на бумажном носителе — в клиентских службах ПФР и МФЦ. Специалисты отмечают преимущества введения электронных сведений о трудовой деятельности:

- В связи с тем, что сведения будут передаваться в ПФР, гражданин может получать эту информацию уже на следующий день, когда будет издан приказ в электронной форме. На сайте ПФР, в личном кабинете гражданина, через портал госуслуг - если он в электронной форме, если в бумажной — то этого делать он не может, я так понимаю. Конечно, будут устранены неточности в записях трудовой книжки, - отметила Роза Кондратьева.

То, что электронная трудовая книжка позволит своевременно выявлять нарушения, которые допускаются работодателем при ведении учета, подчеркивают и в Госинспекции труда.

- Это связано и с начислением пенсионных выплат, и получением льгот. Если ошибка в названии профессии или специальности, то в последующем работник не может их получить. ПФР будет мониторить и выявлять несоответствия и нарушения, которые допускают работодатели, -рассказал руководитель Государственноцй инспекции труда в Чувашии Алексей Метелкин.

Сейчас чиновники проводят разъяснительную работу с работодателями. Они предупреждают их о возможных нарушениях при ведении трудовой, а в последующем намерены выносить предписания об их устранении.