Вести. Образование. Выпуск 14.07.2017

В Чебоксарах подвели итоги ЕГЭ. 31 выпускник сумел набрать на Едином госэкзамене максимальный балл. За последние 2 года отличников стало в 1,5 раза больше. Сегодня наш корреспондент Мария Никифорова выяснила, с чем связан такой прогресс, имеет ли значение, где учится ребенок и какие новые возможности открываются перед выпускниками школ и вузов города. На очереди рубрика «Вести. Образование».

Путь к 100 баллам на ЕГЭ по математике Антон Ильин начал прокладывать задолго до экзамена. Позади – ежедневные факультативы и сотни решенных задач. В день икс юноша выложился на 100% – и получил столько же баллов. Говорит, в том, что результат будет именно таким, не сомневался. Теперь Антону не придется готовиться к вступительным экзаменам в вуз – для него открыты двери в любое высшее учебное заведение.

- Меня давно интересовал МГТУ им. Баумана, я всегда хотел туда поступить, поэтому решил туда подать оригиналы документов, - делится выпускник гимназии №1 Антон Ильин.

Одноклассник Антона – Егор Карпов тоже получил максимальный балл на ЕГЭ по математике. Конечно, он также усиленно готовился, но сдать на «отлично» не было самоцелью. Юноша рассказывает о любимом предмете как об азартной игре: дойти до сути, найти решение задачи для него важнее обычной подготовки к экзаменам.

- Есть обычные задачи, где надо использовать теоремы, а есть нестандартные задачи. Эти задачи созданы для того, чтобы проверить логику, - рассказывает выпускник гимназии №1 Егор Карпов.

Такие задачи, по мнению выпускника, и помогли воплотить заветную мечту в реальность – поступить в МГУ на механико-математический факультет. Преодолев рубеж в 100 баллов на ЕГЭ по профильной математике, Егор автоматически стал студентом главного вуза страны. Теперь уже после экзаменов ребята пришли к преподавателю проанализировать итоги ЕГЭ. Учитель математики Светлана Петрова говорит: секрет высоких баллов в том, что школьники научились логически мыслить, а не зазубривать формулы и правила. Поэтому и самый важный подарок – 100 баллов на ЕГЭ – ученики ей преподносят ежегодно.

- С 8 класса мы начали решать задачи с параметрами, начали учиться в открытом институте «Открытое образование «Статград», - говорит учитель математики гимназии №1 Светлана Петрова. - Все это привело к тому, что у детей появилась мотивация к получению образования, доказательством чего является успешное их выступление в этом году на различного рода олимпиадах, включенных в федеральный перечень.

А выпускница гимназии №4 высший балл получила сразу по двум предметам – истории и английскому языку. Девушка сейчас в Москве – подает документы в МГИМО на факультет международных отношений. Впрочем, в управлении образования администрации Чебоксар уверяют: лицеи и гимназии – не единственные учебные заведения, богатые стобалльниками. В общеобразовательных школах такие выпускники тоже есть. Елена Алексеева из 42-й школы настраивалась на хороший результат по ЕГЭ, но такого все равно не ожидала. Она получила 100 баллов по русскому языку, 80 – по обществознанию и истории. Кстати, в копилке Лены – победы в олимпиадах по точным наукам, поэтому и профильную математику она сдавала не ради оценки, а чтобы проверить, на что способна.

- Если говорить о подготовке к ЕГЭ по русскому языку, то я меньше всего уделяла внимание именно русскому языку, потому что следовало все-таки другие предметы тоже подготовить, которые я знала хуже, но русский я всегда любила и, видимо, моя любовь вылилась в 100 баллов, - говорит выпускница школы №42 Елена Алексеева.

- Не первый год у нас уже, это уже третья девочка за последние годы, которая имеет 100 баллов именно по русскому языку, - отмечает директор школы №42 Эльвира Анисимова.

Сейчас Лена подала документы сразу в 4 московских вуза. Везде – на юридический факультет. Осталось решить, где оставить оригинал аттестата.

- Конечно, условия важны – это коллектив педагогический, сверстники, допобразование, мы же пользуемся услугами допобразования, все это в комплексе как-то развивает личность ребенка и дает такой высокий результат, - говорит мама выпускницы-стобалльницы Любовь Алексеева.

Сейчас в Чебоксарах серьезно занялись профориентацией школьников. Это раньше были только два профиля – гуманитарный и математический. Теперь есть информационно-технологический, социально-экономический, инженерный и медицинский. Учебные программы соответствуют мировым стандартам, в школах появились интерактивные доски, электронные книги, уроки в формате 3D. У ребят повышается интерес к углублённому изучению предметов, а вместе с ним – успеваемость.

Результаты ЕГЭ показывают: за последние несколько лет число выпускников, набравших 100 баллов, выросло. Если в 2015-м в Чебоксарах их было 22, то в 17-м уже 31. Растет и число победителей олимпиад. В этом году ученики городских школ заняли почти 1400 призовых мест – это на 15 % больше, чем в прошлом.

- Олимпиады – это дополнительные баллы при поступлении в вузы страны, - рассказывает заместитель главы администрации г. Чебоксары по социальным вопросам Алла Салаева. - Ребята имеют право сделать свой выбор: поступить не туда, куда удалось, а выбрать профессию, которая в будущем принесет хороший доход и сделает человека счастливым.

Кроме побед на олимпиадах, при поступлении в любой вуз страны дополнительные баллы начисляют волонтерам. Правда, вся их работа должна быть зафиксирована в волонтерской книжке. Причем в приемных комиссиях уточняют: есть разграничения. Например, имея значок ГТО, абитуриенту будет проще поступить на факультет физкультуры, а за помощь пожилым – на социологию, но в целом, как показывает практика, большинство выпускников выбирают гуманитарное направление.

***

Чтобы у выпускников школ и молодых специалистов был стимул не уезжать из Чебоксар, городская администрация предложила сотрудничество предприятий с учебными заведениями столицы республики. К примеру, в этом году Чебоксарский электроаппаратный завод принял на работу 27 выпускников Чувашского госуниверситета. Еще на первом курсе с каждым из них заключили договор о целевом обучении. То есть весь период учебы в вузе завод выплачивал студенту дополнительную стипендию, чтобы тот после окончания проработал на ЧЭАЗе минимум 3 года. Причем в договоре прописано: студент обязан учиться на «хорошо» и «отлично», только в этом случае он будет получать ежемесячное денежное вознаграждение в тысячу и пять тысяч рублей соответственно.

- Учебный план построен таким образом, что буквально с первых месяцев студент знакомится с производством, коллективом, с наставником на заводе, который потом ведет его весь период обучения в университете. То есть очень тесная связь между заводом и университетом. И эти знания, которые студент получает в университете, тут же применяет на практике, - говорит руководитель ресурсного центра ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» Татьяна Мазикова.

Пока это первый выпуск молодых специалистов, которые окончили университет по такой программе и сразу же устроились на работу.