По головным уборам в старину можно было узнать статус человека, его принадлежность к тем или иным кругам, различались женские, мужские и даже детские. Поэтому это был один из самых важных предметов одежды у многих народов. Вот это, к примеру, бумбуке - бытовал у дальневосточных шаманов конца 19-го века. Точнее, такой носили женщины. Чем больше бубенчиков, тем выше статус служителя культа. И тем шумнее, чтобы духи услышали.
-Когда шаман входил в транс, нужны были ритмические удары, которые вводили в состояние камлания, это были потряхивания, наклоны, удары в бубен, - рассказала научный сотрудник Российского этнографического музея Ирина Машукова.
Некоторые предметы настолько старинные, что их больше не планируют вывозить никуда. Как вот этот женский головной убор селькупов из Енисейской губернии.
Есть вариации кокошников из разных губерний 18 века. Все они расшиты вручную, богато украшены. Некоторые костюмы народов России представлены полностью.
-Это костюм из Пермской губернии, его интерес в том, что он был представлен на Первой всероссийской этнографической выставке в 1867 году, эта выставка проходила в Москве, - поделилась научный сотрудник Российского этнографического музея Ирина Машукова.
Интересен костюм эвенков, в котором было почти невозможно разобрать, для кого он предназначен - мужчины или женщины. За исключением одной маленькой детали под своеобразным фартучком.
А это - шапка, сделанная из сивуча, украшенная утиными перышками - с Алеутских островов. До знакомства с культурой Российской империи, которое произошло во второй половине 18 века, у тех народов не было своих головных уборов. Они их начали делать под впечатлением от русских шапок.
А это малахай, который коряки с Камчатки сделали специально для Леонида Ильича Брежнева в 1975 году.
Головной убор подарили к 70-летию генсека. Правда, вряд ли он его даже примерил, предмет сразу отправился в музей.
Ни одному другому предмету костюма не уделялось столько времени, сколько головным уборам. И чем их только не украшали, из чего только не делали.
-Представлены очень разнообразные конструкции, что-то драпировалось, делалось на каркас, материалы разные - ткани, украшения - золотые, серебряные, нити, бисер, - сказала директор Чувашского национального музея Ирина Меньшикова.
Русские и чувашские, марийские и мордовские, таджикские и афганские, коми и саамские, грузинские и молдавские. Здесь представлено более 200 головных уборов. Кстати, здесь будут проходить и мастер-классы по изготовлению кокошников. Выставка Российского этнографического музея будет работать в Чебоксарах до 22 сентября.
Наталия Егорова, Святослав Петров