В Чебоксарах открылась выставка "Герои времени"

Выставка фотографий «Герои времени» ждала своих зрителей почти 100 лет. Зато для тех, кто пришел заглянуть в 30-40-е годы XX века в необычную столичную квартиру, организаторы раскрыли секреты реставрации фото, сделанных со стеклянных негативов, и рассказали о тех, кто попал в кадр известного художника.

На втором этаже жилого дома по улице Урукова в Чебоксарах расположена необычная квартира-музей. Здесь в прошлом веке жил и работал художник Моисей Спиридонов. Если про его заслуги для чувашского изобразительного искусства знают практически все, то в этот раз для зрителей открылся и ранее неизвестный талант фотографа Моисея Спиридоновича.

- Это одна из цикла выставок, которые мы устраиваем благодаря такой вот находке нашей. Мы открыли Спиридоновский сундук, когда делали сверку фондов и обнаружили там кучу стеклянных пластин, которые не были включены в музейный фонд, просто потому что ну на них практически не разглядишь что-то, потому что это стеклянные негативы, - рассказала заведующая мемориальным музеем-квартирой М.С. Спиридонова Мария Готлиб.

Сокровища из сундука постепенно исследуются и становятся выставками: о городе Чебоксары, об этнографических экспедициях по изучению народного костюма. Вот наступило время портретов. Кто они, герои того времени? Какие люди привлекли внимание художника? Женщины, наделенные властью, высокими полномочиями, люди, которые растят хлеб.

Как рассказали музейщики, Спиридонов выработал для себя особый способ работы с натурой. Понимая, что в некоторых случаях у модели нет времени на многочасовое позирование, художник ставил ее, строил кадр, искал правильный свет, продумывал композицию будущей картины – и делал один или серию снимков, которые использовал в дальнейшей работе. Иногда обходилось без постановки – колоритные персонажи схвачены за повседневными делами, кто-то не успел ничего заметить, кто-то смущен вниманием фотографа.

Своеобразной доминантой выставки организаторы выбрали портрет героя Социалистического труда Александры Петровой. Но прежде чем стать музейной афишей, фотография тоже подверглась реставрации и обработке.

- Фотография на самом деле хорошая сама по себе, на самом деле не надо было ничего делать, там все хорошо с контрастностью, я убрал, понятное дела, всю пыль и довольно сильные царапины снизу, дальше попытался как можно больше сделать резкости, больше тона, - рассказал краевед, дизайнер, реставратор фотографий для выставки Алексей Киров.

Узнать, почему у героя Вячеслава Винокурова вместо "Золотой Звезды" на груди значок ГТО, заглянуть в семейный архив художника и поиграть в игру "Найди кота", узнать, зачем кормовые культуры высевали зимой и почему красавицы в 30-е годы перестали использовать пуговицы можно в квартире-музее до конца лета.

 

Анна Филиппова