К 75-летию со дня рождения Сергея Кадикина в Чебоксарах открылась выставка "Люди/птицы"

Художник в трех лицах, так называли  народного художника Чуваши Сергея Кадикина. Скульптора, графика, живопись - в каждом направлении он оставил свой след. Выставка произведений мастера, приуроченная к 75-летию со дня его рождения, развернулась  в залах Чувашского художественного музея.

11 часов ушло у автора на работу с моделью, вспоминает Галина. Скульптуру «Маленькая купальщица» приобрели прямо на знаменитой  «Большой Волге». С 1970-х гг. Сергей Кадикин активно участвовал  во всесоюзных, всероссийских, зональных и республиканских выставках. В чувашском искусстве его имя ассоциируется прежде всего со скульптурой и художественной керамикой. До различных пород камня мастер работал с деревом.

- Как только родилась Галя, он пошел работать в кочегарку. А там были большие поленья. Ему было так жалко бросать в печку, и он создавал первые произведения.  Я дома кормящая мама, позировала ему постоянно. И обратили внимание тема материнства, тема ребенка, счастья она из него просто выходила, - рассказала скульптор, искусствовед, жена художника Людмила Кадикина.

Сергей Николаевич живо интересовался и своими корнями, памятью рода и историей чувашей. Иллюстрировал тематические статьи, создавая галерею образов национального эпоса. Творческое увлечение навеяло и образ Нарспи, в котором смог отобразить все малейшие движения души молодой женщины. В коллекции  есть и бюст самого автора знаменитой поэмы Константина Иванова.

- Все, за что он брался, спорилось в его руках. Крестился в 40 лет, это его первая скульптура православная. Последняя хранится в Свято-Троицком мужском монастыре, - отметила художник-монументалист, дочь художника Галина Вернер.

Резная икона Святителя Николая Чудотворца – точная копия чебоксарской святыни XVI века. Символично само название  экспозиции «Люди птицы». Крылатый образ помогает художнику отразить состояние человека в разные моменты жизни. Многие произведения автобиографичны. Вот к примеру «Чужая птица» - о нижегородском периоде жизни, где чувствовал себя чужаком.  

Или этот вишневый сад, который так и манит к себе. Так и хочется залезть за ягодкой. Но у сада есть хозяин, да и самому герою каждый шаг дается с трудом. Жизнь часто ставит ограничения, но полет фантазии не удержать, стоит только распахнуть крылья своей души. Но как это порой бывает сложно художник изобразил в в ироничном автопортрете. И даже написал стихи, которые сейчас с удовольствием читает внук Стефан. 

Работы, представленные в экспозиции музея - малая толика творческого наследия скульптора. Произведения художника хранятся в Третьяковской галерее, в Чувашском художественном музее, музеях России, Прибалтики, частных коллекциях Германии, Болгарии. 

- Я так любила его скульптуру и дарила музею. А я счастлива, что сейчас в такое время напряженное не каждый человек ощущает эту любовь. А в его работах любовь — настоящая, - подчеркнула Людмила Кадикина.

 

Лидия Галактионова, Вадим Владимиров