Спецрепортаж «Один день руководителя следственного отдела»


Он самый молодой руководитель в Следственном управлении республики, его отдел охватывает самую большую территорию Чувашии - 4 района и два города, он держит в голове одновременно детали почти 20 уголовных дел и 24 часа в сутки на связи. Сегодня мы проведем один день вместе с руководителем Шумерлинского межрайонного следственного отдела Следственного комитета республики Александром Шариным.

Не успел Александр Шарин переступить порог отдела, как пришел следователь с докладом — поступило сообщение, недалеко от Шумерли рядом с дорогой нашли тело мужчины. Вместе со следователем-криминалистом Александр едет на место предполагаемого преступления. В Следственном управлении на серьезные происшествия такие, как убийство, руководители всегда выезжают сами.

Александр Шарин: «В любом случае нужно проконтролировать, правильно или не правильно. Ситуации различного рода бывают. Одинаковых дел не бывает. Даже опытный следователь может неправильно обстановку оценить».

Первая версия, которая появляется после тщательного осмотра тела, - мужчина умер от переохлаждения. Видимых телесных повреждений нет, следов какой-то борьбы тоже. Окончательный вывод сотрудники Шумерлинского следственного отдела сделают после получения результатов судебно-медицинской экспертизы.

Александр Шарин: «Когда морозы стоят во время праздничных дней, тогда бывает по 2-3 замерзших, связанных именно с чрезмерным употреблением спиртного».

Перед обедом Александр заезжает в морг. Узнать результаты той самой судебно-медицинской экспертизы, только уже по другому предполагаемому убийству. Дело возбуждать не будут, предположения следователей патологоанатом подтвердил, мужчина умер своей смертью.

Александр Шарин: «Очень нравится, когда на первоначальных следственных действиях по какому-то преступлению сам участие принимаешь. Молодеешь как-то».

Александр еще в студенческие годы начинал следователем в Канаше. Именно тогда ему первый и последний раз предложили немного подзаработать.

Александр Шарин: «Было трое лиц, которые предлагали взятку за освобождение из под стражи обвиняемого в изнасиловании, соответственно они были привлечены к уголовной ответственности. Может быть воспитание такое, просто не представляю себя и не терплю людей, которые пытаются от своей должности что-то получить».

Через несколько лет Александр уже стал заместителем руководителя Канашского следственного отдела. Потом в той же должности на время перебрался в Чебоксары. А с 2011 года стал самым молодым руководителем отдела в Следственном управлении Чувашии, ему 30. Кстати и заместитель у него тоже самый молодой.

Антон Игнатьев, заместитель руководителя Шумерлинского межрайонного следственного отдела СУ СКР по ЧР: «Он работал в одном месте, я работал в другом месте. С каждых прежних мест работы что-то положительное взяли, соединили и сейчас применяем на практике».

В Шумерлинском межрайонном следственном отделе 7 следователей. Каждый ведет одновременно по 2-3 уголовных дела. Александр знает, как продвигается расследование по всем материалам.

Ирина Губанова, следователь-криминалист Шумерлинского межрайонного следственного отдела СУ СКР по ЧР: «Он в курсе каждого дела, он в курсе по какому делу, какие следственные действия необходимо провести. Он знает каждое дело от начала до конца, несмотря на то, что у нас на территории 4 района и 2 города, несмотря на это он в курсе каждого дела».

Айрат Апанаев, следователь по особо важным делам Шумерлинского межрайонного следственного отдела СУ СКР по ЧР: «Требований к себе у него даже больше, чем к нам. Мы видим, что он много работает и просто морально не можем подводить его».

Денис Яковлев, старший следователь Шумерлинского межрайонного следственного отдела СУ СКР по ЧР: «Когда в ночное время выезжаю на места происшествия, какие-то вопросы возникают, в любое время звоню, он подсказывает, помогает, как сделать правильно».

Александр Шарин: «Действительно работа достаточно напряженная, ненормированный рабочий день в полном понимании этого слова. Да, нужно признаться, что трудно, приходится ограничивать себя в каком-то отдыхе, может от этого семья в чем-то страдает. Определенная романтика она все-таки остается, несмотря на серьезную кажется должность. По крупицам одно доказательство собирается, второе и это не так просто, как кажется. Но, чувство морального удовлетворения оно просто непередаваемое, когда на самом деле проделан титанический труд и этот труд проделан не напрасно».

Не напрасно — это когда человек, которого следователи обвинили, а затем собрали доказательства, получает законное наказание. Если же преступнику удается уйти от правосудия, Александр порой воспринимает это как личное поражение.

Александр Шарин: «Когда учился, мне один преподаватель говорил, что не бывает идеальных преступлений, бывает не доработка следователя, криминалиста, какого-то эксперта. Что-то где-то значит не доделали. Взять даже банальное незаконное проникновение в жилище, даже такие простые преступления не бывают одинаковыми. Не с точки зрения способа его совершения, а с точки зрения той работы, которую проделывает следователь».

Александр признается, не раз искренне сочувствовал обвиняемым. Далеко не всегда человек совершает какое-то преступление осознанно, с четким умыслом.

Александр Шарин: «Когда определенные вопросы между моралью и законом возникают, есть же в уголовном праве такое понятие, как смягчающее наказание обстоятельства, которые в ходе расследования дела следователем устанавливаются. И это находит отражение в обвинительном заключении».

У руководителя следственного отдела помимо контроля за ходом расследования уголовных дел, немало и другой работы. Бесконечные совещания и планерки, разбор многочисленных документов. При всей своей загруженности и катастрофической нехватки времени, о семье Александр не забывает. Если позволяет служба, вместо обеда, забирает из школы 7-летнюю дочь Сашу.

Александр Шарин: «Я ее забираю, прибегаю, кормлю, сам что-нибудь хватаю и побежал дальше».

Светлана Катюшина, учительница школы №3 г. Шумерли: «У него даже хватает время прийти в субботу и помочь оформить класс к новому году».

Дома о работе говорить не принято. Супруга Александра о делах и ходе расследования узнает не от мужа, а из телевизионных или газетных новостей.

Александр Шарин: «Вообще, во всех оперативно-розыскных мероприятиях я даже следователя ставлю в известность в последнюю очередь. Чтобы исключить возможность, что информация от кого-то уйдет».

Александр признается — никогда не задумывался о смене работы, хотя предложения поступали не раз и не два. Дело даже не в преданности службе, просто он получает удовольствие от своей работы и уверен, что делает жизнь вокруг лучше.