От Парижа до Чебоксар: французские режиссёры снимают в Чувашии документальный фильм о своих родственниках

Документальный фильм «Mes chers espions» в эти дни снимала в Чебоксарах съемочная группа из Парижа. Картина посвящена семье Кочетковых, после Второй мировой войны высланной из Франции за просоветскую деятельность, и с французского рабочее название фильма переводится как «Мои дорогие разведчики». Его снимают внуки Кочетковых – Владимир и Пьер Леон. Невероятную историю жизни своих деда и бабушки они рассказали нашему корреспонденту Ольге Петровой.

Ольга Петрова, Виктор Степанов

Французская съемочная группа всматривается в воду Залива – там раньше проходили улицы и стояли дома. Руководит процессом режиссер-документалист Владимир Леон. Его старший брат Пьер тоже режиссер, только игрового кино, и он взялся помочь Владимиру в съемках картины о своих родных. Братьев интересуют Чебоксары 50-60-х годов – как раз в это время здесь жили их бабушка и дед – Раиса и Константин Кочетковы. Маленьким мальчиком Пьер бывал в Чебоксарах, у него даже сохранилась фотография, сделанная в их квартире на улице Ярославской.

- Волгу я помню, - признаётся создатель фильма Пьер Леон, - особенно тот берег, песчаную косу, помню, что бабушка водила на пикник.

Здесь в Чебоксарах, уже имея двух дочерей-школьниц, Кочетковы заново поженились. Видимо, свидетельство о браке, выданное в Париже, не имело силы в Советском Союзе. Непростая история этой семьи началась во Франции, где после революции эмигрировавший туда Константин Кочетков встретил бывшую одесситку Раису Манукову, которая была на 18 лет его младше, и не устоял перед ее красотой.

- Дед и бабушка работали на Советский Союз во Франции, - рассказывает режиссер-постановщик фильма Владимир Леон, - хотя они были из белой русской эмиграции, но как-то «покраснели» в 30-40-е. Эта история всегда меня интересовала. Как я понял, между историей семьи и официальной политической историей немного общего, и это давно меня волнует.

У этого фильма большая география: кроме Парижа и Чебоксар, братья снимали в Москве и городе Кирсе Кировской области. Именно там на кабельном заводе в 48-м году оказались Кочетковы – их выслали из Франции за просоветскую деятельность. Это как раз совпало с очередной волной реэмиграции, и супруги вместе с двумя дочерьми решили ехать не в другую европейскую страну, а вернуться в СССР.

- Они работали в 30-е годы с советскими спецслужбами – НКВД, ГПУ, - говорит Пьер Леон, - и им обещали, что за это им будет предоставлена работа по специальности в Москве. А когда они приехали, сказали, что никакой Москвы не будет и послали в Кирс Кировской области, где они пробыли два года.

- Они очень хотели вернуться в Советский Союз, у них были советские паспорта, выданные в консульстве. А здесь я почувствовал, что, когда они сюда приехали, на них закрылся капкан: всё – приехали и больше вы отсюда не уедете, - рассказывает Владимир Леон.

Не выдержав жизни в такой глуши, как Кирс, Кочетковы попросили, чтобы их переселили в город покрупнее, с театрами, музеями, и в 50-м году они приехали в Чебоксары. Константин Михайлович, в Париже работавший на заводе «Рено», здесь устроился на ЧЭАЗ и очень быстро добился уважения коллектива. В Чебоксарах Кочетковы задержались на 15 лет, а потом переехали в Москву, где к тому времени уже жила старшая дочь Светлана. В 53-м она уехала в столицу поступать, после учебы вышла замуж за француза и там же в Москве родила ему двух сыновей – Пьера и Владимира.

- Мой отец был корреспондентом газеты «Юманите» органов компартии Франции, и он сюда приехал в 58-м году, встретил маму и вместо 6 месяцев остался на 18 лет, - рассуждает Пьер Леон.

Если Кочетковых тянуло в Россию, то Светлана всегда хотела вернуться в Париж – и в 75-м году семья Леон уехала во Францию. Бабушка, к тому времени уже похоронившая мужа, осталась в Москве. И эту историю, в которой тесно переплетены две страны, революция, эмиграция, возвращение на родину, Владимир хочет рассказать французским зрителям – тем, которые любят документальное кино, тем более что сценарии для таких фильмов написаны самой жизнью.