Сегодня в Цивильской женской колонии открыли реабилитационный центр «Аврора». 18-й в России. Там помогают вернуться к жизни на свободе осужденным, которым осталось отбывать срок около полугода. Как проходит реабилитация, наблюдала наша съемочная группа.
Мария Никифорова, Ирина Николаева, Семен Антонов
Уютные комнаты, белоснежное постельное белье, тренажерный зал, кухня. На первый взгляд и не скажешь, что эти помещения находятся в Цивильской женской колонии. 10 осужденных, страдающих алкогольной и наркозависимостью, до выхода на свободу будут жить в новом здании реабилитационного центра. Главная задача, чтобы эти женщины нашли своё место в жизни, а не вернулись обратно, за колючую проволоку. Элеонора Виноградова в 15 лет подсела на иглу. Сейчас ей 35, и за плечами уже второй тюремный срок. Говорит, на реабилитацию пришла добровольно. Ради 15-летней дочери, которая ждет дома.
- Я иду к цели, - говорит осужденная Элеонора Виноградова, - потому что мне очень важно быть сейчас пораньше дома. Мой ребенок – это то единственное, что у меня есть в данный момент, то, что останется после меня, никак не встал на те же грабли.
Чтобы попасть в центр, нужно пройти отбор. Почти все здесь имеют приличные сроки: кто за убийство, кто за хранение и сбыт наркотиков. Но в центр реабилитации могут попасть только за примерное поведение и только те, кто должен выйти досрочно через несколько месяцев. От работы здесь никого не освобождают – несколько часов в день пациенты центра шьют одежду и соблюдают такой же режим, как во всей колонии. В России первый такой центр появился в 2007-м году. Сейчас их уже 18, и все они открылись при содействии международного Фонда помощи заключенным.
- Я бы не сказала, что все они одинаковые. Есть женщины, которые стараются сделать что-то. Здесь они стараются сделать красиво, делают такие штучки, - рассказывает президент межрегионального Фонда помощи заключенным Мария Каннабих.
Главное в этом центре – подход к заключенным. Психологи работают над тем, чтобы при выходе на свободу у женщин пропал самый большой страх – вернуться за решетку.
- Конечно, они боятся рецидива, - рассуждает начальник психологической лаборатории ФКУ ЛИУ Инна Косихина. - Находясь в состоянии длительной ремиссии в местах лишения свободы, у них складывается ощущение, что они выйдут на волю и они смогут отказаться от приема препаратов, но социум диктует другие условия, под которые бывает трудновато подстроиться. Но здесь мы готовим их к трудностям.
Результаты от такой реабилитации уже есть, говорят сотрудники в Федеральной службе исполнения наказаний. Те, кто прошел курс в других регионах, после выхода на свободу преступлений пока не совершили.