Садоводы Чебоксарского района пытаются спасти от разрушения аварийную плотину

Кто должен приводить в порядок аварийную плотину? Уже несколько лет члены садоводческого товарищества «Рябинушка», что в Чебоксарском районе, пытаются найти ответ на этот вопрос. Дело в том, что гидротехническое сооружение по документам никому не принадлежит, а значит, и ремонтировать его никто не обязан. Год назад наша съемочная группа выезжала в эту деревню, и тогда районные чиновники и представители ГКЧС обещали разобраться в ситуации. Прошел год, но, по словам садоводов, никаких изменений не наблюдается. В чем причина бездействия властей? Репортаж Вероники Павловой.

Вероника Павлова, Владимир Синдеев

- За один год метров пять ушло туда. Получается, еще один год, и мы уйдем вниз. И прохода здесь больше не будет. Все обвалится.

Каждый год члены садоводческого товарищества «Рябинушка» с тревогой ждут весны. Причина их беспокойства – плотина, которая разрушается все сильнее. Последние три года садоводы наблюдают, как вода «покидает» пруд. На глазах проваливается и дорога, которая соединяет дачный поселок с деревней Мамги.

Пейзаж с каждым годом становится все зрелищнее. В прошлом году здесь еще была дорога. Такой расклад сельчан, конечно же, не устраивает. Но зато это место облюбовали ласточки.

- Думаем, как бы не провалиться. Опасно, очень опасно, - говорит садовод Надежда Гурьянова.

- До берега доходила вода, - рассказывает садовод Альбина Титова. - А сейчас там даже пятки не помочить. Раньше туда боялись заходить. А дети плавали с надувными кругами.

Но членам садоводческого товарищества «Рябинушка» пруд нужен не для развлечения. Здесь находится насосная станция, и садоводы больше 30 лет используют воду для полива.

- На 4-3 метра глубже был пруд. Потом стал мелеть. Сейчас дно видно, - отмечает садовод Наталия Павлюк.

- К сожалению, вода все дальше уходит от насосной станции. Помощи нет ни от кого, - добавляет садовод Константин Ибрагимов.

Пока плотина окончательно не обвалилась, ее еще можно отремонтировать, считают жители дачного поселка. Но в Ишлейском сельском поселении от проблемного объекта открещиваются. Объясняют это тем, что гидротехническое сооружение на балансе муниципалитета не числится, поэтому средства на ремонт плотины из бюджета выделить нельзя. Но садоводов такой ответ не устроил, и они решили пойти дальше.

- В Министерстве природных ресурсов объяснили, что они должны признать его бесхозным. И только тогда можно начинать работать над проектно-сметной документацией, - говорит председатель правления СНТ «Рябинушка» Геннадий Прокопьев.

В 50-е годы прошлого века плотину возвели силами колхоза. А через 30 лет на этом месте обосновались дачники и начали использовать пруд для своих нужд. В администрации Чебоксарского района нам объяснили, что объект в их официальных реестрах тоже не числится.

- В 16-м году межведомственная комиссия утвердила перечень объектов, - рассказывает глава администрации Чебоксарского района Владимир Димитриев. - На территории Чебоксарского района определили 59 плотин, которые нуждаются в уходе. Этот объект не вошел в перечень, поэтому вкладывать средства туда не имеем права. И учитывая позицию деревенских жителей, можно сказать, что необходимости в этом нет.

Вообще в Чувашии больше 3 тысяч ГТС. В специальном реестре Минприроды числятся лишь стратегически важные гидротехнические сооружения – а таковых только 554.

- Данная земляная плотина была построена хозяйственным способом, без проекта. И в разряд гидротехнических сооружений не входит. Субсидии из федерального бюджета предоставляются лишь тогда, когда учтены все моменты. Во-первых, у объекта должен быть статус – ГТС и оно должно быть в муниципальной собственности, - объясняет начальник отдела водного хозяйства и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашии Валентина Сергеева.

Получается, что членам садоводческого товарищества придется самим восстанавливать разрушенную плотину. Ее ремонт, по самым скромным подсчетам, может обойтись в 120 тысяч рублей. В чебоксарской районной администрации говорят, что могут помочь дачникам лишь с выбором подрядчика, и люди должны сами решить, что им теперь делать.