Чебоксарские поисковики установили табличку на месте гибели нашего земляка Юрия Колпинского

Наши поисковики вернулись из экспедиции в Мурманскую область. Они стали участниками памятной акции, которую ежегодно проводят местные поисковые отряды. Чебоксарцы исследовали хребет Муста-Тунтури, разделяющий два полуострова: Кольский и Средний. Бойцов не нашли, но зато установили табличку на месте гибели радиста морской пехоты, нашего земляка Юрия Колпинского. Последней радиограммой он вписал свое имя в историю боев за полуострова Средний и Рыбачий. О том, какие сражения шли в тех местах и в каких условиях проходила нынешняя экспедиция, поисковики рассказали Ольге Петровой.

Ольга Петрова, Павел Иритков, Светлана Деменева

В такие же августовские дни только 88-го года на мемориальном кладбище в Чебоксарах захоронили останки Юрия Колпинского, радиста 3 батальона 63 бригады морской пехоты. Спустя 45 лет после окончания тех боев солдата подняли мурманские поисковики и решили, что Юрий должен вернуться на родину. Вот он, с зачесанными назад волосами среди школьных товарищей за год до начала войны. Четверо из этих ребят погибнут на фронте. На могилу Юрия участники нынешней экспедиции высыпали землю, привезенную с хребта Муста-Тунтури, с того самого места, где в марте 43-го погиб наш земляк.

- «Вызываю огонь на себя! Прощайте! Отомстите за нас!» Это последняя фраза, которая была послана в радиограмме, была для меня самой запоминающейся, - говорит участник поисковой экспедиции, член молодежного отряда Русского географического общества Иван Савельев.

Иван и Даниил собрали эту землю у начала хребта Муста-Тунтури, в ста километрах от Мурманска. В марте 43-го здесь, в тылу у фашистов, высадился разведотряд капитана Юневича. Но его обнаружили, и завязался бой. Юрий до последнего корректировал огонь советской артиллерии, но из 48 десантников в живых остался лишь один. Благодаря ему и стало известно место гибели отряда. На протяжении трех с половиной лет линия фронта здесь не менялась. Советские войска ценой невероятных усилий удержали два стратегически важных полуострова: Средний и Рыбачий.

- Тот, кто владел хребтом, фактически владел ситуацией, - рассказывает председатель совета регионального отделения Поискового движения России Евгений Шумилов. - Если бы с этого хребта австрийцам удалось спуститься в долину, угроза была бы непосредственно единственному незамерзающему порту СССР – Мурманску, а это значит, угроза поставки нашими союзниками техники, боеприпасов, продовольствия по Ленд-лизу, по Северному морскому пути. Ставка была очень и очень высока.

Каждый год мурманские поисковики проводят в этих местах памятную акцию «Фронтовыми дорогами Рыбачьего». Они благоустраивают мемориалы и братские могилы, а их здесь немало. Руководит группами бессменный Михаил Орешета – именно благодаря его усилиям останки Юрия Колпинского 30 лет назад захоронили в Чебоксарах.

- В этой глуши мы вчера увидели такую протоптанную дорогу к могиле бойцов группы Юневича, то есть люди туда ходят. Тропа не зарастает, значит, действительно память жива, - отмечает председатель совета регионального отделения Поискового движения России Евгений Шумилов.

Нынешним летом к мурманским коллегам присоединились члены поискового отряда ЧГУ «Георгиевская лента». Впрочем, Дмитрий Алексеев с Ваней Савельевым приезжают сюда уже в четвертый раз, и каждая поездка открывает новые детали тех боев.

- В процессе исследования обнаружили место падения самолета, - рассказывает руководитель экспедиционных проектов Чувашского отделения Русского географического общества Дмитрий Алексеев. - Это был 14-й год. И тогда я решил для себя, что это место нужно привести в порядок и поставить обелиск. В прошлом году мы приехали с поисковым отрядом нашим, установили обелиск в память о летчиках и собрали обломки, чтобы они имели вид хороший.

- Мы впервые работали в таких сложных условиях, может быть, поэтому, а может быть, потому, что недостаточно хорошо изучили карты, результат был относительным, - признаётся руководитель отряда «Георгиевская лента» Чувашского госуниверситета Сергей Кодыбайкин. - До конца быть довольным я не могу – бойцов мы не подняли, но в то же время опыт работы в таких условиях очень важен для нас.

На месте гибели Юрия Колпинского, а он вместе с рацией расположился в небольшой каменной нише в стороне от отряда Юневича, чебоксарцы установили деревянную табличку. На следующий год хотят вернуться туда, чтобы уже поставить плиту и снова приступить к поискам без вести пропавших солдат. По документам известно, что в этих краях воевало немало бойцов из Чувашии.