Сельчане республики жалуются на низкие закупочные цены на свежее молоко

Сельчане республики жалуются на закупочные цены свежего молока. В среднем по Чувашии, как и в целом в ПФО, литр его стоит 16 рублей 40 копеек. В зависимости от района цена варьируется от 14 до 20 рублей. Но, например, в Урмарском районе цены снизились до 11 рублей за литр, что крайне невыгодно. Закупщики объясняют это плохим качеством продукта. Специалисты ветслужбы Чувашии накануне отобрали пробы во всех поселениях и, по их оценке, молоко, которое сдают сельчане, соответствует всем нормативам. Михаил Игнатьев поручил контрольно-надзорным органам провести проверки в тех муниципалитетах, где злоупотребляют доверчивостью сельчан. В одном из таких районов накануне побывала наша съемочная группа.

Екатерина Храмкина, Оксана Баскакова, Вадим Владимиров

- Очень дешево собирают молоко, невыгодно людям.

Жители деревни Эльбарусово Марпосадского района негодуют: за последние 2 месяца цена на парное молоко снизилась с 18 до 14 рублей за литр. В то время как ценники в магазине не меняются.

- Сеять надо, убирать надо, носить надо, ворошить надо, вести надо, а техника дорогая, - жалуется жительница д. Эльбарусово Роза Остроумова. - А сами везут продукты – у нас берут молоко по 14 рублей, а сами везут отруби по 220 рублей за мешок. В магазине вода дороже нашего молока.

Эльбарусовцы говорят: содержать коров многие скоро просто перестанут. К примеру, по сравнению с прошлым годом, количество голов крупнорогатого скота в деревне уменьшилось на треть.

- У нас было в прошлом году 27 что ли коров, не помню. Кто-то по 2 держал, сейчас уже по 1 держат. Невыгодно держать коров. Очень дорого, - отмечает жительница д. Эльбарусово Светлана Петрова.

Сельчане даже собрали подписи и отправили письмо главе республики с просьбой поднять цены на молоко. В ответ сельчанам попытались объяснить: основной фактор, влияющий на формирование цен, – сезонность. Обычно зимой коровы телятся, и население сдает мало молока, поэтому и денег за литр в это время года люди получают больше. Кроме того, на стоимость влияет удаленность населенного пункта и наличие конкуренции. Последней, по словам местных жителей, как раз и не хватает в деревне. Молоко здесь скупает лишь один человек, и то все торговые отношения с ним держатся на честном слове.

- У нас нет информации, кто собирает. Знаем имена и всё. Фамилий и отчеств не знаем, - говорит жительница д. Эльбарусово Надежда Добронравова.

И таких случаев по республике множество. Если продажа идет без договора, то власти никак не могут повлиять на скупщика и защитить население в случае обмана.

- В Цивильском районе была ситуация – сборщик собрал, с населением до конца не рассчитались, сумма не очень большая, но для населения каждый рубль важен, - рассказывает министр сельского хозяйства Чувашии Сергей Артамонов. - И сегодня этот скупщик просто пропал. Чтобы таких случаев не было, нужно знать, кому сдаем молоко, с кем заключены договора. Во многих районах, мы предполагаем, есть сговор. Потому что есть 3-4-5 сборщиков в одной деревне и все покупают по одной цене. И они в течение года-полутора рынок поделили и регулируют цены. Вот здесь, конечно, население немножко страдает.

Чтобы сдавать молоко по выгодным ценам, сельчанам предлагают создавать так называемые СПК или КФХ. В таком случае продукт доставлять на молокоперерабатывающие предприятия им придется самим без посредников.

- Есть сегодня в Комсомольском районе, например, одно хозяйство «Урожай», где хозяйство собирает на своей территории у населения молоко, и у них цены на молоко доходят сегодня до 21 рубля, до 23 рублей, - говорит министр сельского хозяйства Чувашии Сергей Артамонов.

Но такой путь не для них, считают жители Эльбарусово. Все хозяева буренок – пенсионеры, а молодежи такой заработок неинтересен. Кроме того, для этого нужны дополнительные вложения на закупку охладителей, молоковозов, бензина. Министр сельского хозяйства пообещал изучить ситуацию в Мариинско-Посадском районе, как и в других проблемных пунктах, и при необходимости направить туда другие кооперативы, занимающиеся сбором молока, для создания здоровой конкуренции.