Музыка согревала, спасала и вела в бой…

Мы продолжаем серию мини-очерков о символах Великой Отечественной войны. Какие песни слушали бойцы на фронте? Что скрашивало им тоску по дому и помогало сражаться, не жалея сил? О чём пели женщины в тылу? Как менялись музыкальные интонации на протяжении войны? Ирина Ромадова – о музыке фронтовых лет.

Ирина Ромадова, Константин Козлов, Михаил Солин

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!». Песня «Священная война» наряду с плакатом «Родина-мать зовёт» стала первым символом Великой Отечественной войны. Текст и музыку этой бессмертной песни поэт Лебедев-Кумач и композитор Александров написали в первые дни войны, а уже 26 июня ансамбль красноармейской песни и пляски СССР впервые ее исполнил. Прошло 76 лет, а «Священная война» до сих пор никого не оставляет равнодушным.

- Мурашки по коже, - делится солист Муниципального концертно-духового оркестра г. Чебоксары Федор Шимке. - Это действительно гениальная музыка тех времен. Она сыграла огромную роль в сплочении масс.

- У меня один дед пропал без вести в октябре 41-го года, другого деда я тоже не застал: он умер после войны от боевых ранений, - рассказывает дирижер Муниципального концертно-духового оркестра г. Чебоксары Владимир Петров. - Постоянно некое ощущение – до мурашек, когда это всё совпадает по настроению и исполняется красиво. Музыка всегда напоминает нам о тех годах, потому что была написана от чистого сердца, искренне, и она всегда вызывает неподдельные эмоции.

Наряду с песней «Священная война» ещё одним символом войны по праву можно считать «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича. Композитор начал её писать в первые дни блокады, потом продолжил в Москве, куда его эвакуировали против воли, и закончил в Куйбышеве. Весной 42-го симфония прозвучала впервые, а вообще во время войны её исполнили все крупные оркестры мира.

Роль музыки во время Великой Отечественной была поистине велика. Она придавала силы, утешала и звала в бой. Если в первые годы звучало больше маршей, то уже в 42-м бойцам нужна была лирика. Ветеран Великой Отечественной Сергей Иванович Пихтеров вспоминает: в короткие моменты передышек, когда его пулемёт молчал, в руках появлялась гармонь.

- У меня была гармошка немецкая, - говорит ветеран Великой Отечественной войны Сергей Пихтеров. - Русскую гармошку растягиваешь, а эту сжимаешь. Там назад, вверх тормашками, что называется. Но сильная такая гармошка. Заиграешь вот здесь, так не знай, куда слышно. Первый, конечно, Сталинград был у меня. Как призвали – запасной стрелковый полк и сразу училище. Училище закончить не дали – всех курсантов на фронт. Песни помогали, они и настроение поднимали, и всё. «Темная ночь, только пули свистят по степи».

Песня «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса на фронте очень быстро обрела популярность. В 44-м от войны уже все устали, бойцы скучали по дому, а слова и музыка так тонко передавали то, о чём переживал каждый. Правда, порой солдаты в шутку переделывали слова.

- Ты меня ждешь, а сама с капитаном живешь. И поэтому знаю, с тобой ничего не случится.

Без шуток во время войны не обходилось и в тылу. Дочь Сергея Ивановича Валентина рассказывает, её мама очень любила петь частушки – в семейном архиве сохранилось больше трёхсот – сама их сочиняла и записывала в блокнот.

- Они очень интересные, - рассказывает дочь ветерана Великой Отечественной войны Валентина Пихтерова. - Как будто бы жизнь проживают. Вот такая частушка у мамы: «Милый в армию поехал, я сказала: светлый путь. За любовь тебе спасибо, а измену – пулю в грудь».

«Катюша», «В землянке», «Бейте с неба самолёты», «Три танкиста», «Случайный вальс», «Заветный камень», «Синий платочек» – на фронте песни пели и сами солдаты, и артисты, которые приезжали к ним на передовую: Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Леонид Утёсов. Как говорится, в одной из песен тех лет: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!».

Внук ветерана войны Дмитрий Журавлёв рассказывает: песню «Синий платочек» его дед любил особенно. Иван Александрович Петров был призван на войну в 23 года. В боях на Курской Дуге был ранен минными осколками, один сильно раздробил кость. После госпиталя боец уже не смог вернуться на фронт.

- Он был гармонистом, - говорит внук ветерана Великой Отечественной войны Дмитрий Журавлёв. - Всё-таки на фронте поддерживался дух. Гармонь ему на фронте досталась по наследству. Тот гармонист был убит, и гармонь передавалась. Он исполнял «Огонек» и «Синий платочек».

Та гармонь так и осталась где-то на полях сражений. Но после войны ветерану подарили новую тульскую.

- Каждый год после Парада 9 Мая он приходил домой, брал в руки гармонь и играл. Один раз в год, - продолжает внук ветерана Великой Отечественной войны Дмитрий Журавлёв.

Музыка отражала настроения на фронте и в тылу. По песням можно проследить, как менялся характер войны.

- «Песня военного корреспондента», «Песня военного шофера» – там не вальс, там смысл того, что происходило на самом деле. Брало за душу, - говорит солист Муниципального концертно-духового оркестра г. Чебоксары Федор Шимке. - «Дорожка фронтовая, не страшна нам бомбёжка любая» – это же берёт за душу. Он едет, крутит баранку, кругом пули свищут. Представляете! Конечно, это брало за душу.

Великая Отечественная война оставила потомкам много стихов и музыки в память о народном подвиге. Так что поэты, композиторы, артисты внесли в Победу не меньший вклад, чем те, кто воевал и трудился в тылу.