«Жизель» на чебоксарской сцене представили артисты из Москвы и Петербурга

Театр оперы и балета открыл XXI Международный балетный фестиваль. Он посвящен полувековому юбилею чувашского балета. Как и 50 лет назад, на сцене «Жизель». Спектакль обновили и внешне, и внутренне. Восстанавливать хореографию пригласили педагога из Мариинского театра. На премьере накануне вечером побывала наша коллега Ирина Ромадова.

Ирина Ромадова, Михаил Солин, Виктор Степанов

Открытие фестиваля – всегда праздник. В этот раз он особенный. В честь 50-летия балета Чувашии в театре представили выставку фотографий, отражающих полувековую историю труппы. Первая Жизель – народная артистка Чувашии Галина Васильева. В этот вечер её и других ветеранов сцены чествовали зрители и министр культуры республики. Поздравления прислал даже Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой, где когда-то учились основатели чувашского балета.

В этот вечер партию Жизели в одноименном спектакле танцевала приглашенная из Санкт-Петербурга солистка Михайловского театра Сабина Яппарова. Балерина говорит, не могла упустить возможность приехать в Чебоксары.

- Трудная была ситуация, - признаётся исполнительница партии Жизели, Михайловский театр, г. Санкт-Петербург, Сабина Яппарова. - Я должна была выбрать либо Минск, либо Чебоксары. Но ради «Жизели» я пошла на всё, чтобы приехать станцевать. Для меня этот спектакль просто самый любимый, фантастический спектакль.

Партнер балерины – гость из Большого театра Андрей Меркурьев. В паре солисты танцуют впервые. Но хореографическая школа у них одна, и артисты вышли на сцену без репетиций.

Спектакль не просто обновили. Его можно назвать полноценной премьерой. Благодаря новым декорациям и костюмам, зрители оказались в старой сказке. С одной стороны ярко показан контраст между крестьянами и знатными особами, домиком Жизели и замком Герцога. С другой стороны – спектакль не выглядит разнородным, он выдержан в одном стиле.

- Та декорация, которая была, она была сделана для того театра, - говорит главный художник Чувашского государственного театра оперы и балета Валентин Фёдоров. - Наш театр когда-то совмещал здание с Чувашской драмой. Во-первых, там всё меньше по размеру было, он не вполне полноценным был в том смысле, что не все кулисы были. А здесь спектакль одет полностью. Крест новый, имеет своё решение. Он необычный, он крутится. То есть Жизель появляется не просто из-за кулис.

Новые решения есть и в самой постановке. 50 лет назад спектакль привезли из Ленинграда, но за долгое время некоторые нюансы хореографии подзабылись. Восстанавливать балет приехала балетмейстер Мариинского театра Елена Фирсова-Васюкович. Она вернула мизансцены, которые когда-то были вырезаны.

- Крестьянский танец и вставное па-де-де. Зритель не совсем понимал, откуда взялись эти люди, когда тут история Жизели. А это большая сцена, которая связана с деревенской свадьбой. И у нас не было сцены появления крестьян, которые везут тележку, на которой сидят новобрачные, - рассказывает художественный руководитель балетной труппы Чувашского государственного театра оперы и балета Данил Салимбаев.

- Я у вас первый раз, я в восторге от всего, что тут происходит, - делится балетмейстер Мариинского театра, г. Санкт-Петербург, Елена Фирсова-Высюкович. - Данил Салимбаев – мало того, что хороший руководитель, он может людей зажечь своим фанатизмом. В хорошем смысле слова. Поэтому с людьми очень приятно работать.

Премьерным балет «Жизель» стал и для дирижера. Открыл фестиваль Сергей Кисс – новый художественный руководитель театра. Не один час он провёл в балетных классах, прежде чем начать репетировать с оркестром.

- Я могу сказать, что даже, наверное, это самое сложное, что есть в театре, - рассуждает художественный руководитель Чувашского государственного театра оперы и балета Сергей Кисс. - Опера связана с тем, чему дирижёра учат всю жизнь – с нотами, ну да, надо представлять, что такое голос, но тем не менее там есть ноты, которые ты слышишь и в той или иной мере ты понимаешь, что происходит. А балет – это специфика, связанная с телом и практически никто из дирижёров никогда не проверял своё тело.

Новая «Жизель» стоила тех усилий, которые вложили в подготовку спектакля все работники театра. Постановка останется в репертуаре. Только уже не с приглашёнными солистами, а со своими. Говорят, готовы чуть ли не четыре состава исполнителей.